Меню

Екатерининский парк. Турецкая баня. Павильон «Турецкая баня Царское село баня

Потолок

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-143470-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-143470-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Расположена на рукотворном полуострове в юго-западной части Большого пруда Екатерининского парка . В солнечный день издали видно сияние ее золотого купола и нежных бело-розовых стен. И сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие в мир арабского Востока.

Турецкая баня отражается в зеркале воды Большого пруда

История строительства Турецкой бани

Турецкая баня – последняя постройка на территории Екатерининского парка. Она была задумана как мемориальный памятник Русско-турецкой войны 1828-1829 годов. По указу императора Николая I в 1848 году разработка проекта была поручена К.Росси. Однако предложения прославленного архитектора не подошли, и работы возглавил архитектор И.А.Монигетти (1819-1878). Строительство продолжалось с 1850 по 1852 год. Руководил работами А.М.Камуцци.

В качестве образца были взяты турецкие мечети в Адрианополе (Эдирне, Турция). Это был своеобразный «ответный ход» — турки на покоренных территориях часто устраивали бани в церквях. Также в Турецкой бане были размещены трофеи – мраморные детали из султанского дворца Эске-Сораль в Адрианополе. Многие из них датируются XVI-XVII веками.

Внутренняя отделка выполнена в «мавританском» стиле, одном из направлений историзма, популярного в середине XIX столетия (подробнее о том, какие стили были популярны в XIX веке, вы можете прочитать в статье ). В Турецкой бане шесть помещений: Сени, Раздевальня, Мыльня, Купольный зал с альковом, Шестигранная комната и служебное помещение. Отопления в ней не было. Она практически не использовалась по прямому назначению. Во время прогулки по парку летом в ней можно было укрыться от жары.

После революции она была законсервирована и открыта в конце 1930-х годов как музей. В годы войны Турецкая баня серьезно пострадала от артобстрелов. В 1948 году в ней была устроена лодочная станция. В ходе реставрации 1953 года были восстановлены только стены. В 2006-2009 годах была проведена широкомасштабная реставрация, благодаря которой удалось вернуть зданию его первоначальный облик. Многие детали, как например, двусторонний каскадный фонтан, пришлось собирать буквально из осколков.

Стоимость билета: 100 рублей, льготный 50 рублей, школьный 30 рублей. Также в билетной кассе можно взять аудиогид и прослушать экскурсию.

Фотографии интерьеров Турецкой бани

Вот такой удивительный павильон есть в Екатерининском парке Царского Села.

© Сайт , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

История строительства павильона «Турецкая баня»

Павильон «Турецкая баня» был возведен по проекту архитектора И. Монигетти в 1852 году по указу императора Николая I и расположен на искусственном полуострове на Большом пруду. Павильон «Турецкая баня» является памятником Русско-Турецкой войне 1828-1829 годов.


Здание построено в виде мечети, и это не случайно. По свидетельствам участников войн, турки на захваченных русских территориях устраивали бани в церквях.Царскосельская Турецкая баня устроена в виде мечети и символизирует ту «баню», которую русское войско устроило противнику во время войны 1828-1829 гг.


Архитектурные особенности павильона «Турецкая баня»

Здание увенчано круглыми куполами и минаретами, высокий минарет венчает шпиль с полумесяцем, интерьеры его выполнены в «мавританском» стиле и украшены трофейными мраморными деталями, вывезенными во время войны из бани турецкой султанши.


Внутреннее убранство поражало великолепием: стены были покрыты позолотой и лепными орнаментами, на полах лежали турецкие ковры, стояли турецкие диваны. Турецкую баню строили как памятник и как украшение Екатерининского парка и по прямому назначению не использовали, хотя бассейн и умывальники были установлены, а два из них оборудованы кранами для горячей и холодной воды Павильон был последней постройкой в этом парке.


Современное время

  • Во время войны павильон «Турецкая баня» был почти полностью разрушен прямыми попаданиями артиллерийских снарядов.
  • В последующие годы восстановили только фасады, а помещение использовали под лодочную станцию.


  • В настоящее время основная часть реставрации павильона завершена и он предстает перед нами почти в первозданном виде.
  • Сейчас в павильоне выставлены предметы из собрания ГМЗ «Царское Село».






Турецкую баню строили как ванну без отопления. По прямому назначению ее не использовали, однако две умывальные чаши все же были оборудованы кранами для горячей и холодной воды. Об этом упоминается даже в одном историческом путеводителе. Больше никаких документальных подтверждений не было. Скорее всего это так и останется загадкой павильона.

Вход в сени, ведущие в раздевальню, открывал богато орнаментированный портал; стены ее в нижней части покрыты разноцветной мраморной мозаикой, а в верхней части украшены лепкой и рнаментальной живописью. Каскадный фонтан устроен в нише, отделяющей раздевальню от мыльни; ниша резная из олонецкого мрамора с позолотой, которая вообще обильно применена во всей отделке. Мыльня имеет верхний свет и такую же орнаментировку, как раздевальня, в ее стену вмонтированы две чаши с кранами для теплой и холодной воды.

Отсюда арка ведет в круглый самый эффектный , иллюминаторы пропускают ровный свет. Павильон декорирован в модном тогда мавританском стиле: мозаики на стенах с восточными орнаментами и узорчатые арки. Главное сокровище – Украшен он был турецкими мраморами, некоторые из которых датируются XVI – XVII столетиями.

Россия. Санкт-Петербург Гальванопластическое и литейное заведение герцога Максимилиана Лейхтенбергского. Бронза, эмаль; золочение, окрашивание, роспись.

В декабре архитектор лично едет в Москву для закупки там «мелочных вещей к омеблировке Турецкой бани», поскольку, «ка полагает он, настоящие турецкие [вещи. - А. Т.] в Москве - по ценам гораздо выгоднее, чем делать по заказу». Монигетти приобретает деревянные, инкрустированные перламутром, костью и черепахой комодик, столик с ящиком и табуреты; фарфоровые и медные золоченые сосуды и чашки; медный золоченый кальян и курильницу; кокосовые ложки, отделанные кораллом чубуки с хрустальными мундштуками, палки самбукового дерева и перламутровый веер. В рапорте Царскосельскому дворцо вому правлению он пишет: «Зная в точности по бытности моей в прежнее время заграницею и в самом Константинополе, какая употребительнейшая в Турции мебель и какими вещами украшают внутренность здания подобно выстроенному по моему проекту, я всемерно заботился о приискании точно таких вещей. [...] Все мною искупленное вполне согласуется с характером здания и смею заверить, как художник, к которому Правление, возлагая порученность эту должно иметь и доверие, что в достоинстве вещей никто не усумнится».

Обстановка нового павильона увлекла самого императора: на выставке произведений Императорских фарфорового и стеклянного заводов в Зимнем дворце Николай I присмотрел люстру «в мавританском вкусе» и «изволил назначить» ее в Турецкую баню взамен предложенной Монигетти, а также отправил туда «для помещения на столе [...] голубой суконный шитый золотом и шелками ковер, поднесенный [...] от графини Киселевой».

Последующие капитальные ремонты памятника и ориентиры времени превратили его в , что явно не способствовало сохранности художественного облика павильона в течение последних 30-40 лет.

1956 год, газета "Вперед":"Приобретено свыше 30 новых лодок. Всего на лодочной станции теперь более 100 лодок."

Современная реставрация

Павильон в 2006 году

В 2002-2003 гг разработан проект и техническая часть тендерной документации реставрации павильона Турецкая баня. Проектом предусматривался ремонт конструкций, гидроизоляция подвала, реставрация фасадов и интерьеров, инженерное оборудование здания, подсветка здания, ремонт наружных инженерных сетей и благоустройство прилегающей территории. В 2005 г организован и проведен конкурс по отбору подрядных организаций и фирм на выполнение работ по реставрации объекта. Заключен контракт на выполнение ремонтно-реставрационных работ с консорциумом в составе ООО ПСП Рест-Арт и ООО Рест-Арт-Проект. В декабре 2008 г в соответствии с Контрактом генеральным подрядчиком завершены работы по реставрации. Выполненные работы приняты Комиссией по приемке работ, назначенной приказом Министра культуры Российской Федерации.

Ольга Таратынова, директор ГМЗ "Царское Село: "В процессе работ выяснилось, что в аварийном состоянии находился минарет, он отклонялся от оси. Не хотелось его разбирать, но конструкторы настояли. Минарет выложили заново. Восстановили купол с накладным золоченым декором. Павильон засиял. Очень долго Турецкая баня в парке служила лодочной станцией. Ее стены внутри были закрашены краской. Когда краску сняли, под ней обнаружился искусственный мрамор, следы росписи. Ждут очереди на реставрацию мраморные фонтаны, вывезенные из Турции для Екатерины. Это большие чаши XVI – XVII веков для фонтанов, большие рельефы с надписями турецкой вязью. Архитектор Монигетти использовал мраморы, которые были вывезены из Турции, вмонтировал их в стену, обыграл. Мраморные панели старше Царского Села и Петербурга, они на учете как музейные экспонаты. Фонтаны будут функционировать, к ним сделана подводка. Живопись, которую нашли на куполах и сводах, отреставрируем за счет федерального бюджета. Проект получается совместным".

После реставрации павильон используется в теплое время года как музейный, позволив увеличить число и протяженность туристических маршрутов по Екатерининскому парку.

Источники:

  1. Яковкин И. "Описание Села Царского", 1825, КОЛО, СПб, 2008
  2. Вильчковский С.Н. "Царское Село", 1911, репринтное издание 1992
  3. Листов В. Н. Ипполит Монигетти. - Л.: Стройиздат, Ленингр. отд-ние, 1976. - 144 с., ил.
  4. Тоесева А. Монигетти. Сборник Архитекторы Царского Села. От Растрелли до Данини / Альбом, под ред. И. Ботт. - СПб.: Аврора, 2010. - 303 с.
  5. Семенова Г.В. "Царское Село: знакомое и незнакомое", 2009
  6. Царское Село. Путеводитель по дворцам и паркам. СПб, Изд-во Аврора, 2007 г., 256 с.
  7. Справочник "Памятники истории и культуры Санкт-Петербурга", СПб, 2003
  8. Цылов Н.И. "Атлас города Царского Села", 1857, репринтное издание, 2007
  9. Письма А. Кучумова

У Вас остались вопросы? Или появился комментарий или уточнение к данной статье? Напишите их в комментарии под статьей - мы ответим Вам в течение суток!

Павильон «Турецкая баня» располагается в Екатерининском парке в юго-западной части Большого пруда на небольшом полуострове. Павильон построили в 1852 г. в честь побед в русско-турецкой войне 1828-1829 гг. и по распоряжению Николая I. Использовался по прямому назначению в качестве купальни.

Первый проект «Турецкой бани» был выполнен К.П. Росси в 1848 г. Но его проект был отклонен. Рисунки были пересланы Монигетти, чтобы он разработал проект турецкой бани с использованием мраморных украшений, привезенных из сада султанского дворца Эске-Сораль в Адрианаполе в качестве трофеев. Проект Монигетти был утвержден в 1850 г.

«Турецкая баня», несмотря на то, что задумывалась как сооружение, носящее военно-мемориальный характер, сильно отличалась от мемориальных сооружений, возведенных в Москве и Петербурге в период позднего классицизма.

Ища архитектурный образ «Турецкой бани», Монигетти брал за основу традиции архитектурного романтизма конца 18 в. Монигетти прочувствовал особенности ландшафта царскосельского парка и продолжил романтическую тенденцию 1770-1830-х гг. Своей турецкой постройкой с живописным силуэтом павильона, построенном на игре стройного минарета и изящных куполов, Монигетти достойно завершил ансамбль примыкающей к пруду части парка.

Поскольку павильон строился на мысе, то пришлось укреплять берег. Сначала был укреплен берег пруда, а потом была вынута земля на глубину 3,2 м, и после утрамбовки дна на него был уложен слой бетона. Фундаменты «Турецкой бани» – бутовые. На кирпичных столбах под полами были возведены своды. Купол здания позолочен, его венчает шпиль с полумесяцем. Большой купол и двери украшены лепниной с турецким орнаментом.

Внутри павильон отделан в мавританском стиле. Многочисленные элементы интерьера павильона привезли из Адрианаполя в качестве трофеев. Стены четырех комнат украшены лепным орнаментом и облицованы цветной мозаикой. Во внутреннем убранстве павильона широко использованы позолота и олонецкий мрамор. В центральном восьмиугольном зале расположен бассейн с фонтаном в центре. Здесь же установлены мраморные фонтанные доски, привезенные из Турции, с высеченными стихами.

«Турецкая баня» строилась как ванна без отопления. Ее не использовали по прямому назначению, но две умывальные чаши были все-таки оборудованы кранами для холодной и горячей воды.

Вход в сени открывает украшенный орнаментами портал; в нижней части стены покрыты разноцветной мраморной мозаикой, а верхнюю их часть украшает лепка и орнаментальная живопись. В нише устроен каскадный фонтан. Ниша отделяет раздевальню от мыльни и выполнена она из позолоченного резного олонецкого мрамора. В мыльне предусмотрен верхний свет и такое же украшение орнаментами, как и в раздевальне, в стене устроены две чаши и краны для холодной и теплой воды. Из этого помещения арка ведет в круглый купольный зал, иллюминаторы которого пропускают внутрь помещения ровный свет.

Кроме нарядной отделки интерьеры павильона были роскошно убраны различными "византийскими" вещами, светильниками и мебелью, выполненными по рисункам Монигетти. Здесь располагались бронзовые часы, сделанные по рисунку архитектора, которые вошли в каталог высокохудожественных предметов из царскосельских дворцов 1888 г.

Сначала «Турецкую баню» использовали по назначению, но позднее она стала просто павильоном для отдыха. После революции павильон законсервировали, а после проведения реставрации в 1939 году его открыли как музей. Во время Великой Отечественной войны «Турецкая баня» была почти разрушена. В 1953 г. были восстановлены лишь фасады. Дальнейшие капитальные ремонты превратили красивейший павильон в подсобное помещение при лодочной станции.

В 2002-2003 гг. был разработан проект реставрации павильона, по которому предусматривались: реставрация фасадов, интерьеров, ремонт конструкций и инженерных сетей, инженерное оборудование помещений, гидроизоляция подвала, подсветка здания, благоустройство территории. В 2008 г. был заново выложен минарет, восстановлен купол с золоченым накладным декором, ждут своей очереди на реставрацию фонтаны. Фонтаны будут работать, к ним выполнена подводка воды. После завершения реставрации павильон будет музеем.

Руины Баболовского дворца


Баболовская чаша


Мост-плотина


Баболовский парк


Баболовский дворец

Во времена правления дома Романовых в Царскосельском и Баболовском парках насчитывалось семь отдельно стоящих банных зданий, каждое из которых было возведено в неповторимом архитектурном стиле. Почти не осталось сведений о так называемой «старой бане», которая располагалась на месте нынешнего церковного флигеля и была разобрана при перестройке дворца. Не сохранилась и деревянная купальня архитектора Джакомо Кваренги, с огромным бассейном для обучения плаванию царских детей и внуков. Здание настолько сильно пострадало во время Великой Отечественной войны, что его решили не восстанавливать. По сей день среди руин дворца-дачи светлейшего князя Г. А. Потёмкина в Баболовском парке стоит недостроенная мыльня с 48-тонной Царь-ванной из цельного куска гранита, предназначенной для купания Екатерины II в козьем молоке. Стены мыльни возводили над уже установленной ванной, но из-за технических просчётов, проект так и не был полностью осуществлён.

Четыре бани императорского банного комплекса


«Верхняя ванна»


«Нижняя ванна»


«Холодные бани»


Турецкая баня

Из императорского банного комплекса сохранились лишь четыре бани: «Верхняя ванна» или «Мыльня Их Высочеств» (1777—1779 гг.), «Нижняя ванна» или «Кавалерская мыльня» (1778—1779 гг.), проект которых принадлежит придворному архитектору И. В. Неелову, римские термы шотландского архитектора Ч. Камерона, которые называют «Холодными банями» (1780—1785 гг.), и Турецкая баня, построенная обрусевшим архитектором И. А. Монигетти (1850—1852 гг.).

Водоснабжение Царского Cела


Виттоловские канал и пруд


Виттоловские канал и пруд


Шапельный грот (1828). Виттоловский водовод


Таицкий водовод


Таицкий водовод

Главным врагом осуществления проектов была сама природа, ведь Екатерининский парк и прилегающие территории были очень бедны водой. Долгое время дворцовый комплекс снабжался из Виттоловского водопровода, но чем больше строений появлялось, чем больше прудов придумывала императрица в своём парке, чем больше придворных выезжало в летнюю резиденцию, тем острее вставал вопрос водоснабжения. И речь о строительстве бань и купален, для которых требовалась специальная система труб, колодцев и насосных станций, даже не велась. В 1773 году в Царском Селе началось строительство нового водопровода с забором воды в реке Тайцы и Таицких ключах. Работы велись почти 14 лет, однако Таицкий водопровод уже в скором времени позволил начать возведение двух новых бань для нужд членов императорской семьи и их придворных. Их называли «Верхняя и нижняя ванны», они были созданы по проекту Ильи Васильевича Неелова.

«Верхняя ванна» или «Мыльня Их Высочеств»


Верхняя ванна


Купальня Цесаревича Павла Петровича в Старом саду


План Верхней ванны, 1777 год


Роспись купола Верхней ванны


Роспись купола Верхней ванны

В глубине Старого Голландского сада над гладью Зеркального пруда парит дивно лёгкий и изящный светло-жёлтый павильон, который настолько удачно вписан в окружающий пейзаж, что кроме как шедевром классицизма, называть его не хочется. Однако в царские времена здание это имело самое простое бытовое назначение. Это Мыльни их Высочества, то есть баня для ближайших родственников императора, которую построили в 1777—1779 гг. взамен старого банного дворцового флигеля. Архитектор Илья Неелов только что вернулся из Италии, где был избран членом Болонской Пио-Клементинской Академии, поэтому в ранних своих работах он руководствовался «простотой, изяществом и достоинством» классической итальянской архитектурной школы. За неброскими архитектурными фасадами без вычурного декора спрятан роскошный и очень функциональный интерьер. Все стены бани были расписаны известным художником-декоратором Алексеем Бельским по мотивам фресок Золотого дома императора Нерона: античный мир, утопающий во фруктах и цветах. Главным центральным помещением павильона является восьмиугольный зал для отдыха, по стенам которого расположены двери в сени, раздевальню, парную, мыльную, котельную и комнату с бассейном. Инженерное оборудование для подачи, подогрева и сброса воды в царской бане использовалось только самое передовое. Вода поступала из строящегося Таицкого водопровода, она считалась целебной и особенно подходящей для банных процедур. Здесь же появилась одна из самых первых в российской империи ванн, ведь именно в период царствования Екатерины Великой в обиход вошло не только слово «ванна», немецкого происхождения, но и мода «ванну принимать». Несколько лет подряд «Верхней ванной» пользовалась сама императрица, а затем её внуки — Александр и Константин. Инженерная начинка здания несколько раз реконструировалась и совершенствовалась, пока в 1911 году Николай II не распорядился приспособить Мыльню «под помещения, учреждённого с высочайшего соизволения в музей памяти 200-летия Царского Села».

«Нижняя ванна» или «Кавалерская мыльня»


Нижняя ванна


Аллеи террасы Верхнего сада и Нижняя ванна


План Нижнней ванны, 1778


Нижняя ванна, 1911



Экспозиция павильона Нижняя ванна


Экспозиция павильона Нижняя ванна

Вторым архитектурно-инженерным произведением Ильи Неелова в Екатерининском парке является здание Кавалерской мыльни или Нижней ванны, которая была предназначена для придворных дам и кавалеров. Павильон, исполненный в виде классических римских терм, умело спрятан за листвой деревьев, сбоку от центральной аллеи парка. Семь цилиндрических помещений, объединённых центральным куполом, с двумя прямоугольными входами — отдельно для дам, отдельно для кавалеров, ибо, по приказу императрицы и постановлению Сената, совместные омовения в банях были запрещены. Внутри здание объединяла только центральная общая зала с огромной ванной, в которой можно было плавать. А в остальном помещения были строго поделены на мужскую и женскую: две раздевальни, две парные, и даже котельных было две. Вода поступала в Кавалерскую мыльню также из самотечного Таицкого водопровода. Специально для этих целей из Каскадного канала был проложен деревянный отвод, который переходил в оловянные водопроводные трубы, по ним вода поступала в водогрейные котлы и краны. «Нижнюю ванну в Царском селе обслуживал целый штат: парильщики, банщики, дровотаски и истопники. Дрова для бани заготавливали зимой и сушили два года под проветриваемым навесом. Дрова использовали только для печей и каминов Нижней ванны. Водогрейные котлы топились высококачественным кардиффским углём, который активно импортировали из Великобритании» . Этот небольшой банный комплекс придворные активно использовали вплоть до революции 1917 года.

«Холодные бани»


Холодные бани, Г. К. Чарлз Камерон


Ротонда (Купольный зал), Агатовые комнаты


Купальный зал. Бассейн с балюстрадой. Фото 30-х годов


«Пандус» - спуск из Висячего сада в Екатерининский парк


А. Тон. Камеронова галерея. Литография

А для личного их Императорского Величества пользования в 1780 году Екатерина Вторая утверждает в работу проект бани «как у римских императоров», архитектора Чарльза Камерона. Он обратил на себя внимание русской Императрицы, благодаря фундаментальному труду о римских термах, полностью проиллюстрированному самим автором. Он был приглашён в Царское Село, чтобы создать дворец «ни слишком велик, ни слишком мал» , в котором расположилась бы личная купальня Екатерины и который воплощал бы в себе «резюм славного века Цезарей, Августов, Цицеронов, Меценатов» .

В результате рядом с главным дворцом Царского села появились величественные «Термы Камерона» — настоящий миниатюрный дворцовый комплекс в античном стиле, который, помимо холодной бани, включал в себя висячий сад, крытую прогулочную галерею и анфиладу покоев для отдыха, которые известны под названием «Агатовые комнаты». Здание Холодных бань, состоящее из двух этажей, соединяло в себе дух древности и возрождения. Массивный первый этаж из грубого камня, «как будто изъеденного ветрами и дождями» , с широкими арками и колоннами воплощал в себе мир древних богов и атлантов. А верхний этаж, лёгкий и ажурный, с изящными статуями в нишах и коваными решётками ложных балкончиков, являл Ренессанс. Весь первый этаж здания занимали различного вида банные помещения и купальни для омовения и отдохновения, причём назывались они на латинский манер. Купальный зал с оловянным бассейном для плавания в прохладной воде — фригидарий, помещение с ванной для купания в тёплой воде — тепидарий, кальдарий — маленькая, очень горячая парильня. Императорская мыльня включала в себя опочивальню, отдыхательную комнату, комнату для массажа, а также, по личному распоряжению Екатерины, здесь была встроена настоящая русская парная баня, для создания которой пригласили всё того же Илью Неелова. Был здесь и гипокауст — небольшое тёмное помещение без окон, куда входили работники, следившие за разными температурными режимами в комнатах здания, ведь именно здесь нагревалась вода. Вода для бань накапливалась в специальном колодце и подавалась насосами в гипокауст по системе свинцовых труб, проложенных под висячим садом. Затем она нагревалась в трёх разных сосудах до трёх разных температур и поступала через цистерны в три разных помещения уже прохладной, тёплой и очень горячей. Для стока отработанных вод из всех помещений сразу была специально изготовлена труба большого диаметра, которую проложили под Цветочным садиком и по склону направили в сторону одного из каналов. По всему зданию подавался подогретый воздух по каналам, расположенным в стенах. Сами помещения отапливались печами и каминами, которые Чарльз Камерон разрабатывал лично. А для того, чтобы в помещениях не накапливалась лишняя вода и конденсат, в каждой комнате была поставлена «машина для растворения окна» , которая работала как примитивная вентиляция. Камерон старался максимально учесть технические и эстетические особенности римских терм, а также совместить их с надёжным инженерным оборудованием, а также изысканным и подчёркнуто пышным убранством, насколько это позволяла смета. «Мы с мастером Камероном мастерим здесь, в Царском Селе, сад с террасами, с банями внизу и галереей наверху. Это будет прелесть» , — писала Екатерина. Работы были полностью закончены за два года до её смерти.. Проект создал молодой архитектор И. А. Монигетти, который был принят на должность главного архитектора Императорских царскосельских дворцов.

В 1848 году новый главный архитектор представил императору вариант банного павильона, решённого в стиле турецкой мечети с минаретом. Основой для проекта стала собственная акварель Монигетти, на которой он изобразил ту самую адрианопольскую мечеть, мрамор из которой был доставлен в царскую резиденцию под Петербургом. А место для будущей бани выбрал лично император. В представленном проекте под большим куполом располагался хаммам, из которого по переходам можно было пройти к ещё двум банным помещениям. Для нагревания в них воды до разных температур предполагалось создать специальный резервуар с водой и топку. В хаммаме горячий пар должен был естественным образом образовывать капли, стекающие по стенам. 30 апреля Монигетти получил «Высочайше утверждённый план с означением на оном карандашом места, на котором должна быть построена Турецкая ванна» . Почти два года ушли на подготовку береговой линии, где грунт был слишком слаб для будущего фундамента. Земля вдоль укреплённой кромки была вынута на трёхметровую глубину и залита слоями бетона со щебнем. «Работы по сей ванне произведены с надлежащею прочностью и чистотою, а внутренние украшения с особенною изящностию из лучших материалов, согласно смете и утвержденному проэкту» ещё два года спустя засвидетельствовала приёмная комиссия Министерства императорского двора. Центральное помещение украсил мраморный бассейн с позолоченным фонтаном. В стене журчал вмонтированный каскадный фонтан. Водопроводная система холодной и горячей воды была подведена во все помещения мыльни, однако исполнена баня была без отопления! Документальных свидетельств причины такого решения не сохранилось, Турецкая баня в Царском Селе никогда не использовалась по назначению. К концу 1853 года Николай I закончил выбирать предметы мебели и украшений, а также «мелочных вещей к омеблировке Турецкой бани» . После чего изящный павильон превратили в комнаты отдохновения над водами Большого озера.


Мраморный (Палладиев) мост

Царскосельский банный комплекс по сей день является, пожалуй, самым дорогим и изысканным в мире, построенным для личного пользования одной семьи. Он стал также и своеобразным памятником передовой архитектуры и инженерии своего времени.