Меню

Легенды и были Королевского замка Кёнигсберга. Зловещая тайна Янтарной комнаты Проклятие Янтарной комнаты

Потолок

Сегодня мы продолжаем наши “прогулки по Кенигсбергу” со специалистом по истории края Ильей Артемьевым . Мы снова ищем клад. Имя которому - Янтарная комната .

Тайна Янтарной комнаты гораздо удивительнее, чем принято считать, - полагает Илья Артемьев. - Об этом пропавшем сокровище только по-русски написаны десятки книг и тысячи статей. Вот лишь несколько, навскидку: М. Воронов, А. Кучумов “Янтарная комната. Шедевры декоративно-прикладного искусства из янтаря в собрании Екатерининского дворца-музея”; В. Бирюков “Янтарная комната. Мифы и реальность”; А. Пржездомский “Янтарный призрак”; А. Овсянов “Янтарная комната. Возрождение шедевра” и т.д., и т.п. А ведь есть еще сотни публикаций на всех языках мира! Самые авторитетные искусствоведы размышляли над “загадкой века”: куда же все-таки девалась Янтарная комната?! И есть ли еще смысл в ее поисках - или надо с горечью признать, что это культурное достояние навсегда утрачено человечеством?

Пожалуй, сегодня о Янтарной комнате знают все: от тихих “ботаников”, долгие часы корпящих над книгами, до крутых пацанов, прикидывающих, сколько бы она могла стоить, если бы ее вдруг взять да найти.

За сорок пять лет (с 1945 по 1990 год - позже комнату искать практически перестали) было проработано более 250 версий ее нынешнего местонахождения. Настоящий поисковый бум вспыхнул в 1967 году - после того, как отбывавший заключение в варшавской тюрьме нацистский военный преступник Эрих Кох сообщил польскому журналисту, что Янтарная комната, вопреки утверждениям директора художественных собраний Королевского замка Альфреда Роде, не погибла во время пожара в августе 1944 года. Правда, где именно она находится, Кох не сказал. Но и этого хватило. А еще то и дело обнаруживались “очевидцы”, рассказывающие одну и ту же историю (с небольшими вариациями): дескать, некий случайный знакомый (немец, русский военнопленный, поляк, литовец, француз и т.д.) под большим секретом поведал “очевидцу”, как на его (немца-поляка-литовца-француза) глазах ночью в местечко N подъехали машины, груженные длинными ящиками с надписью “Пушкин” . Эсэсовцы, сидевшие в машинах, выскочили, по их команде подчиненные немцы (русские или французские
военнопленные)
опустили эти ящики в бункер (подвал, подземелье и т.д.), замуровали вход, замаскировали, после чего старший расстрелял остальных, поджег машины и ушел пешком в неизвестном направлении (вариант: уехал на легковом автомобиле или умчался на мотоцикле) . Вопрос: как можно в кромешной темноте разглядеть надпись на ящиках и уцелеть во время тотального уничтожения свидетелей - как и вопрос, на кой черт эсэсовцам понадобилось дезавуировать собственный “хрон”, громоздя около него гору трупов и сжигая машины - естественно, оставались без ответа. А вот информация о “местечке N” - проверялась. Были буквально прочесаны Калининград и Балтийск, Черняховск и Правдинск, мелкие деревеньки и бывшие хутора, громадные форты и еле заметные подземные бункеры, полузасыпанные подвалы и коллекторы, находящиеся на глубине... - поисковых объектов называлось великое множество. А еще периодически поступала “стопроцентная” информация от немцев, родившихся в Восточной Пруссии... которые, отчаявшись иным путем проникнуть в закрытый (до конца 80-х) для иностранцев город, заявляли, что были свидетелями “захоронения” Янтарной комнаты - и приезжали в экс-Кенигсберг для того, чтобы показать тайник, в котором она-де спрятана... А потом развести руками и вздохнуть: “Извините, ошиблись”.

(Один из таких эпизодов - экспедиция, организованная журналом “Шпигель” после того, как 74-летний уроженец Пиллау (Балтийск) обозначился в немецкой прессе как обладатель эксклюзивной информации о “захоронке” Янтарной комнаты. Немец, трудившийся во времена войны в пожарной части Кенигсберга, утверждал, что ему было поручено доставить ящики с Янтарной комнатой к развалинам замка крестоносцев Лохштедт в окрестностях Пиллау. Что он, дескать, и сделал. Ящики занесли в подземелье замка, а вход замуровали. И хотя эта версия была изначально шита белыми нитками: в свое время развалины замка исследовались достаточно тщательно - экспедиция “Шпигеля” прибыла, ее обеспечили всей необходимой землеройной техникой и саперной поддержкой. Немцы порылись - и уехали. А “свидетель”, правда, так и не попавший на закрытую военно-морскую базу Балтийск, все же повидал город своего детства с двухсотметрового расстояния.)

Случались и курьезы. Так, небезызвестная Джуна Давиташвили утверждала, что Янтарную комнату похитили... инопланетяне. Дескать, янтарь - солнечный камень - настолько впечатлил их своей животворной энергией, что пришельцы из другой галактики... решили сохранить землянам жизнь. Отказавшись от идеи уничтожить нашу планету в благодарность за “позаимствованную” у нас Янтарную комнату!

Понятно, что в формате “прогулок” невозможно рассказать обо всех версиях и поисковых экспедициях. Да это, пожалуй, и не нужно.

Люди, которых эта тема особенно интересует, и так “в материале”. А неискушенный читатель просто “утонет”, если обрушить на его голову обилие фамилий, дат и географических обозначений.

Вождь народов - “другу СССР”

Мы остановимся на самой свежей версии, согласно которой Янтарная комната... была ПОДАРЕНА Иосифом Сталиным в июне 1941 года “другу СССР”, американскому миллиардеру Арманду Хаммеру . А немцы вывезли из Царского Села... копию, искусно изготовленную группой советских реставраторов во главе с А.О. Барановским в масштабе один к одному где-то за полтора-два года до начала Великой Отечественной войны! Понять, что это копия, мог только специалист - и только в особой ситуации (но об этом - чуть ниже) . Информация о “подарке” для Хаммера была тщательно засекречена. И только в начале 90-х, когда рухнул “железный занавес”, а секретами КГБ стали торговать “на вынос и распивочно”, шило вылезло из мешка. Чуть-чуть. Но достаточно, чтобы бывший хранитель Екатерининского дворца-музея А. Кучумов (идейный вдохновитель и участник нескольких поисковых экспедиций) обронил загадочную фразу: “Даже если Янтарная комната сохранилась, то искать ее не имеет смысла...”

Впрочем, обо всем по порядку.

Известно, что на рубеже XVII-XVIII веков Янтарную комнату (точнее, кабинет) задумал выдающийся прусский архитектор и скульптор Андреас Шлютер . За изобретательность, с которой он использовал в своих проектах нетрадиционные строительные материалы: минералы, редкие горные породы, экзотическую древесину, кирпич разной степени обжига и т.д., и т.п. - его называли “северным Микел­анджело”. Вдохновленный великолепием французского Версаля, Андреас Шлютер, приглашенный для реконструкции Большого королевского дворца в Берлине, решил воспользоваться для облицовки стен кабинета Фридриха I огромными запасами янтаря, скопившимися в дворцовых кладовых. По одной из версий, Шлютер взял за основу композиции три роскошные рамы из янтаря (в них были вставлены зеркала) . Рамы эти создавались мастерами-янтарщиками в Кенигсберге, где существовала специальная ремесленная гильдия.

Зеркала предполагалось окружить янтарными панелями, украшенными гравировкой на прозрачных янтарных пластинках, миниатюрной резьбой, медальонами-барельефами из тонированной слоновой кости, мозаичными панно, выполненными из кусочков солнечного камня различных оттенков, от светло-прозрачного (так называемый оттенок левантийского золота) до темно-желтого... С помощью особых технологий (прокладок из цветной фольги) янтарю придавался невероятный блеск, а цвет его должен был не меняться с годами (хотя обычно янтарь темнеет. Запомните эту деталь! Доктор Роде, принимавший похищенную из Царского Села “Янтарную комнату”, знал, что по насыщенности цвета она будет такой же, как и в момент ее создания. Отличить копию от подлинника по цвету и состоянию янтаря было практически невозможно!) .

“Возмутительная роскошь!”

Король Фридрих I и его венценосная супруга София-Шарлотта пришли в восторг от замысла Андреаса Шлютера. В 1701 году архитектор пригласил в Берлин своего коллегу из Копенгагена Готфрида Вольфрама. Работа закипела. Через шесть лет Янтарный кабинет был почти наполовину готов.

Но... в результате дворцовых интриг Шлютера сняли с должности главного архитектора королевского двора. Изгнанный из страны, он подался сначала в Дрезден, а потом в Россию. Петр I пожаловал его высочайшим званием “баудиректора” царского двора. Чуть больше года Шлютер занимался проектированием будущих дворцов “Северной Пальмиры”, а затем тихо скончался. Вполне возможно - не снеся разлуки со своим любимым детищем - недостроенным Янтарным кабинетом... Тем временем кабинет (точнее, его фрагменты) был перенесен из берлинского дворца в замок Шарлоттенбург. К работе над янтарными панно по эскизам Шлютера приступает новая “бригада” мастеров.

Еще шесть лет - и кабинет можно было бы показывать наслышанной о “восьмом чуде света” Европе, но... Фридрих I умер. А его сын Фридрих-Вильгельм I , отличавшийся великой скупостью и любовью только к одной вещи на свете - армейским церемониалам, - немедленно прекратил финансирование работ по созданию Янтарного кабинета. Мастеров он уволил, а все фрагменты, созданные за тринадцать лет, распорядился сложить в ящики и поместить в берлинский Цейхгауз.

Но патологический скупердяй и “фельдфебель на троне”, дураком Фридрих-Вильгельм I отнюдь не был. Не собираясь больше тратиться на предмет “возмутительной роскоши”, он припас его в расчете на дипломатический презент с далеким прицелом. “Целился” он на восток: в “дикой стране” России происходили архиважные события. Россия строила мощный флот, Петр I “рубил окно” в Европу и указывал Швеции то место, которое теперь она должна была занимать... Европейские монархи не отказывали себе в удовольствии представить в лицах, как царь Петр бьет под Полтавой “мальчишку Карла”... С Россией были вынуждены считаться, на нее поглядывали с испугом и уважением. А Петр I, скоростными темпами “цивилизуя” страну, уже создал свою знаменитую Кунсткамеру и постоянно пополнял ее новыми произведениями искусства...

Петр I, пригревший изгнанника Шлютера при своем дворе, знал о создаваемом Янтарном кабинете... А Фридрих-Вильгельм I, искавший союза с Россией, знал, что Петр об этом знает... Итог был вполне предсказуем: когда осенью 1716 года российский император совершил визит в Берлин (неожиданный для Фридриха-Вильгельма), король, лихорадочно соображая, как ему подостойнее принять Петра и при этом поменьше потратиться, вспомнил о Янтарном кабинете. Панели извлекли из Цейхгауза, достали из ящиков... А чтобы Петр I, не приведи Господи, не обиделся (как правило, иностранным коронованным особам дарились произведения из янтаря, выполняемые в Кенигсберге по ОСОБОМУ, индивидуальному заказу, а тут... не то б/у, не то “полуфабрикат”) , король, скрепя сердце, присовокупил к кабинету свою прогулочную яхту “Либурника”.

55 гренадёров в подарок

Петр I с собой ответных подарков не имел. И смог разве что пожаловать придворной кухне несколько золотых монет, а дворцовому коменданту - одного соболя. Правда, через полтора года он презентовал Фридриху-Вильгельму... пятьдесят пять русских гренадеров ростом более двух метров каждый, чем привел прусского короля, подбиравшего для своей гвардии гигантов по всей Европе, в состояние полнейшей эйфории.

А вот сам Петр в подарках прусского короля был уже разочарован изрядно: яхта оказалась дряхлой и еле-еле “приползла” в Петербург после нескольких ремонтов в пути, а янтарные панели, доставленные в “Северную Пальмиру” с большим бережением, были разрозненными и не совсем готовыми. Употребить их в таком виде для отделки стен оказалось невозможно. А тратиться на продолжение работ Петр I тоже посчитал “непозволительной роскошью”. Панели были фрагментарно расставлены на задворках Летнего дворца Петра - и забыты там почти на три десятилетия.

Вспомнила о Янтарном кабинете императрица Елизавета Петровна , сделавшая своей официальной столичной резиденцией Зимний дворец. Работавший в то время на славу России архитектор Бартоломео Франческо Растрелли попытался разместить сей кабинет в Зимнем дворце. Процесс размещения был сопряжен с неимоверными трудностями: почти полтора года Растрелли заказывал по всей Европе зеркальные стекла “доброй работы” - и получал ответ, что “стекол вышеописанного размера сделать невозможно”. В конце концов, зеркальные пилястры удалось изготовить во Франции... Потом возникла проблема закупки недостающего янтаря. Потом... понадобилась четвертая янтарная рама, которая сочеталась бы с теми тремя, что были выполнены в XVII веке кенигсбергскими мастерами. О затруднениях с изготовлением рамы узнал король Пруссии Фридрих II. А поскольку именно в это время Фридрих добивался союза с Россией, он... презентовал Елизавете недостающую раму, заказав ее все в том же Кенигсберге у трех мастеров янтарных дел! Еще шесть недель злополучную раму, оказавшуюся чуть длиннее и уже оставленного для нее “окна”, кенигсбергский мастер Якоб Зур “подгонял” прямо на месте.

“А вы, Толстой, останьтесь”

С января 1776 года Янтарный кабинет стал главным украшением Зимнего дворца. Но ненадолго. В 1753 году у императрицы Елизаветы Петровны возникла новая идея: перенести Янтарный кабинет из Зимнего дворца в Царское Село, для чего создать там специальную парадную комнату. (Вообще-то Елизавета Петровна мечтала об агатовой комнате, но на Петергофской гранильной фабрике агат отсутствовал, а заказывать его в промышленных количествах на Урале, и потом везти не одну тысячу верст - было дороговато даже для Елизаветы Петровны, казенных средств особо не считавшей. Вот и пришла ей на ум Янтарная комната) . Кабинет в Зимнем дворце разобрали, “76 гвардейцев, силачей и аккуратистов” за шесть дней бережно, на руках, перетащили его в Царское Село. Где Янтарной комнате и предстояло находиться следующие двести лет. Французский поэт-романтик, изысканный эстет Теофиль Готье, увидевший Янтарную комнату в середине XIX века, писал:

“Слова “янтарная зала” вовсе не являются выражением поэтической гиперболы. Это - реальная действительность... Не тесный будуар или маленький кабинет, но комната довольно больших размеров, с трех сторон сплошь отделанная от пола до фриза янтарной мозаикой. Глаз, непривычный видеть янтарь в таком количестве, захвачен и ослеплен богатством и теплотой тонов <...> особенно тогда, когда солнце освещает стены и проникает своими лучами в прозрачные прожилки янтаря...”

После Октябрьской революции 1917 года Екатерининский дворец в городе Пушкине (бывшем Царском Селе) стал музейным комплексом, открытым для поклонников искусства.

А вот теперь - обещанная сенсация. По сведениям, скрупулезно собранным царскосельским краеведом Федором Морозовым (который расспросил десятки свидетелей и проштудировал сотни архивных документов и исторических трактатов), сразу после подписания Германией и СССР пакта о ненападении Сталин вызвал в Кремль целую делегацию деятелей советской культуры во главе с Алексеем Николаевичем Толстым (автором романа “Петр I”). И поинтересовался, что можно было бы подарить Германии, чтобы символизировать самые искренние намерения СССР соблюдать все условия соглашения, в частности, и советско-германскую дружбу вообще.

Ответ требовался немедленный. Толстой, гордившийся своей “фамильной чертой” - умением находить выход там, где таковой не предусмотрен, - сориентировался молниеносно: Янтарную комнату!! Она была подарена Петру I прусским королем - почему бы и не вернуть ее немцам? А себе - изготовить копию.

Сталин задумался. А потом, отпустив делегацию, велел Толстому задержаться...

29 апреля 2010 года исполняетсят 10 лет с того дня, когда Германия передала России фрагменты подлинной Янтарной комнаты.

Янтарная комната на протяжении почти трех столетий является своеобразным символом российско-германских отношений. Она первоначально создавалась в Пруссии, потом была подарена России, затем похищена нацистами в Великую Отечественную войну, возрождена российскими мастерами.

История создания Янтарной комнаты

Автором первоначального проекта Янтарной комнаты считается Андреас Шлютер, с 1699 года занимавший должность главного архитектора прусского королевского двора. В процессе перестройки Большого королевского дворца в Берлине он решил использовать для отделки интерьера янтарь, никогда прежде для этих целей не применявшийся. Осуществлению оригинального замысла способствовала королевская коллекция янтаря, в которую входили три богато орнаментированные янтарные рамы с зеркалами.

Для работы с янтарем Шлютер пригласил датчанина Вольфрама, придворного мастера датского короля, однако тот успел выполнить намеченное лишь наполовину, поскольку Шлютер был отстранен от дел и придворным архитектором прусского короля назначили шведа фон Гете, у которого с янтарем отношения не сложились. Вольфраму тоже дали отставку. Вскоре Фридриха Вильгельма осенила новая идея - создать янтарный кабинет в замке Шарлоттенбург, но и там дело не было доведено до конца в связи со смертью короля. Его преемнику - Фридриху Вильгельму I янтарный кабинет оказался ненужным. Все детали собрали и свезли в берлинский цейхгауз. Возможно, янтарное творение так и было бы предано забвению, если бы слух о необычном кабинете не дошел до Петра I. Русский царь-реформатор во что бы то ни стало захотел получить янтарный кабинет для Кунсткамеры.

Янтарная комната в России

В 1716 году Фридрих Вильгельм I в качестве дипломатического подарка преподнес Янтарную. комнату Петру I. Да не только янтарный кабинет, а в придачу к нему еще и яхту "Либурника". Ответным подарком прусскому королю стали 55 русских гренадеров и кубок собственной работы. В Петербург янтарный кабинет везли в ящиках на восемнадцати телегах через Кенигсберг, Мемель и Ригу. В новой российской столице ценный груз принял губернатор Александр Данилович Меншиков. История не сохранила документов о том, как и почему в ящиках, распакованных Меншиковым согласно приложенной к грузу инструкции, не хватало многих деталей, но факт остается фактом - при жизни Петра янтарный кабинет так и не был установлен. Янтарные панно довольно долго лежали невостребованными в людских покоях Летнего дворца Петра, пока о них не вспомнила взошедшая на российский престол его дочь Елизавета. Она решила использовать янтарный кабинет для убранства одного из покоев Зимнего дворца - своей официальной резиденции. Устройством его занялся обер-архитектор Варфоломей Растрелли, который восполнил нехватку янтарных деталей зеркальными пилястрами и росписями панно "под янтарь" и разместил Янтарную комнату в Екатерининском дворце Царского Села.

Комната была расположена на площади 100 кв метров, а 40 кв метров янтаря разместились среди зеркал. Интерьер украшала мраморная флорентийская мозаика.

Неожиданно в 1745 году часть недостающих деталей декора нашлась - прусский король подарил Елизавете Петровне четвертую раму янтарного кабинета, сделанную по проекту архитектора Рейха. Собранная таким образом комната с 1746 года стала служить местом для официальных приемов. Но через девять лет императрица приказала перенести Янтарную комнату в Большой дворец Царского Села, что и было исполнено.

Свой окончательный вид Янтарная комната приобрела лишь к 1770 году, когда согласно воле Екатерины II в отделку комнаты были внесены некоторые изменения. Реставрация кабинета в последующем проводилась пять раз. Всерьез взяться за комнату намеревались в 1941 году.

Во время Великой Отечественной войны Янтарная комната оказалась не вывезенной в тыл в ряду других наиболее ценных экспонатов ввиду хрупкости деталей. Ее законсервировали, оклеив бумагой, марлей и ватой. Но спасти все-таки не удалось. Оккупанты вывезли ее в Кенигсберг. Похищенные янтарные панно и двери были смонтированы в одном из залов Кенигсбергского замка и стали лучшим украшением работавшего там музея. При отступлении немецких войск комната была демонтирована и не позднее 6 апреля 1945 года вывезена в неизвестном направлении.

Восстановление Янтарной комнаты

В конце 1970-х годов Совет Министров РСФСР распорядился восстановить Янтарную комнату. В 1983 году в России начались работы по восстановлению Янтарной комнаты, к ноябрю 1996 года они были завершены примерно на 40%. На этих работах было занято 40 специалистов, руководил работами Александр Журавлев.

За это время федеральный бюджет смог перечислить музею в общей сложности немногим более 7 млн долл., причем деньги поступали весьма нерегулярно.

6 сентября 1999 года в Царском селе был подписан договор между Министерством культуры РФ и германским концерном "Рургаз" о выделении 3,5 млн долларов на восстановление Янтарной комнаты.

29 апреля 2000 года в Екатерининском дворе Царского Села министр по делам культуры ФРГ Михаэль Науман передал и.о. президента РФ В.В. Путину фрагмент подлинной Янтарной комнаты. В Россию вернулись два фрагмента комнаты, обнаруженные в Германии, - флорентийская мозаика "Обоняние и осязание", одна из четырех, изготовленных в 1787 году по заказу Екатерины, и янтарный комод, изготовленный в 1711 году берлинскими ремесленниками и занимавший одно из центральных мест в меблировке Янтарной комнаты.

В 1997 году немецкие власти конфисковали эту мозаику у некоего нотариуса, которому передал ее на временное хранение немецкий офицер, участвовавший в вывозе Янтарной комнаты из Царского Села. Нотариус попытался ее продать, но его судили, а право владения мозаикой признали за его дочерью. Она же отказалась от претензий на янтарную панель, передав все права на нее городу Бремену, который и передал ее музею-заповеднику "Царское Село". В итоге у реставраторов оказались две одинаковые картины. Одна из них была восстановлена из уральского камня, другая, подлинная, вернулась из Германии. При сравнении двух мозаик ‑ найденного оригинала и сделанной реставраторами копии ‑ выявились лишь незначительные расхождения. Мастера из Царскосельской янтарной мастерской сумели практически воссоздать школу флорентийских мозаичников XVIII века.

В феврале 2002 года в Царском Селе был завершен очередной этап воссоздания Янтарной комнаты: в Екатерининском дворце были установлены две большие янтарные панели на южной стене парадного зала. В центральную янтарную раму вмонтировали картину из цветных камней "Осязание и обоняние", выполненную в технике флорентийской мозаики.

К 13 мая 2003 года работы по восстановлению Янтарной комнаты в Екатерининском дворце были завершены и приняты у царскосельских реставраторов российско-германским экспертным советом с оценкой "отлично".

Мастера, реставрировавшие Янтарную комнату - Александр Крылов, Александр Журавлев, Борис Игдалов.

Хранителем комнаты стал художник-реставратор Александр Крылов.

Официальное открытие

Янтарной комнаты состоялось 31 мая 2003 года, в заключительный день основных торжеств в честь 300‑летия Петербурга. В этот день в Екатерининский дворец прибыли Президент России Владимир Путин и канцлер Германии Герхард Шредер и все участники Европейского саммита, который собрался в юбилейном Петребурге.

Высота Янтарной комнаты ‑ 7, 8 метра, площадь пола ‑ 100 кв. метров, облицовка трех стен янтарем ‑ 86 кв. метров.

Реставрация Янтарной комнаты длилась 23 года и на нее израсходовано:

‑ 11, 35 млн. долларов, в том числе 7,85 млн. из бюджета России и 3,5 млн. из средств немецкой фирмы "РургазАГ";

‑ 6 тонн янтаря, в том числе отходы, которые составили 80%

‑ для восстановления Янтарной комнаты использовался камень из Калининградского месторождения, насчитывающего 95% мировых запасов янтаря;

‑ самый большой самородок, использованный в работе, весил один килограмм. Его купили у московского коллекционера за тысячу долларов.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Янтарная комната - за те долгие в масштабах истории 75 лет, что «Янтарная комната » числится «без вести пропавшей», тысячи людей стремились раскрыть ее тайну. Одни посвящали поискам легендарной комнаты дни, годы судьбу, другие - личные отпуска и каникулы. Были те, кто считал розыски «янтарного призрака» делом своей жизни, а были даже и те, кто положил свою жизнь на алтарь поисков. «Смерть при невыясненных обстоятельствах» - самый частый «диагноз» для поисковиков всех рангов. Другие же искатели сразу начинают полагать, что те, кому не повезло, не иначе как слишком близко подобрались к разгадке янтарной тайны. А из этого легко сделает вывод, что параллельно с людьми, желающими, чтобы знаменитая комната вновь явилась на свет Божий, существуют другие люди, чьи усилия направлены на достижение противоположной цели. Начало пути и смена квартиры

Следы «восьмого чуда света», как именовали Янтарную комнату, теряются в Кёнигсберге (ныне Калининград) весной 1945 года. Но как она, собственно, попала в Восточную Пруссию и почему немцы называли русское чудо своим национальным достоянием.

Главным украшением царского дворца Янтарный кабинет стал при Елизавете Петровне . Разместить подарок прусского короля в Зимнем дворце императрица поручила Бартоломео Растрелли . Это было непросто. Через 10 лет - к 1755 году - Елизавету посетила еще одна идея: перенести Янтарную комнату из Зимнего в специально созданный парадный зал Екатерининского дворца в Царском селе, что и было сделано с помощью «76 гвардейцев, силачей и аккуратистов. Со временем в Янтарной комнате стали накапливаться вещицы из «солнечного камня» (так называли янтарь славяне) - песочные часы, табакерки, солонки, кубки, ларцы, шашки, шахматы, чернильные приборы. Немцы в 1941 году захватили Янтарную комнату и перевезли ее в музей «Королевский замок» в Кенигсберге. В 1945 году – она бесследно исчезла (раствворилась). Надежных следов отыскать не удается и по ныне.

Судьба самого известного поисковика Штайна -сложилась трагично. В 1987 году его нашли мертвым. В полиции заявили, что это самоубийство. Но друзья Штайна утверждали, что как раз накануне смерти исследователь заявил, что наконец вплотную подошел к разгадке тайны Янтарной комнаты - так что же заставило бы его свести счеты с жизнью в шаге от успеха? Вызывал недоумение и способ самоубийства: получалось, что Штайн сначала нанес себе несколько ран (на теле обнаружены следы от них), а затем вспорол живот.

Штайн, подводя итоги многолетним поискам, сформулировал четыре главных версии возможного местонахождения Янтарной комнаты.

  • Версия первая, «Кёнигсбергская»: Бернштайнциммер осталась в Кёнигсберге или его окрестностях.
  • Версия вторая, «Морская»: Янтарная комната утонула вместе с судном, на котором ее пытались вывезти из Восточной Пруссии.
  • Версия третья, «О шахтах»: Бернштайнциммер благополучно довезли (морем или сушей) до Германии и спрятали в шахтах Саксонии.
  • Версия четвертая, «Заморская»: Прибыв в один из портов Германии, Янтарная комната была перехвачена американцами и отправилась в заокеанское плавание.

Несмотря на трагическую судьбу оригинала, ценители великого творения могут лицезреть его и сегодня. С 2003 г. Янтарная комната, как и в прежние времена, во всем своем великолепии предстает перед посетителями отреставрированного дворца Екатерины в Пушкине: три стены высотой 8 м, на отделку которых ушло десят тонн редчайшего природного материала. Чтобы это стало возможным, пришлось по крупицам возрождать и сам интерьер, и «янтарную школу». Ведь от прежних знаний не сохранилось практически ничего. Современным мастерам потребовалось более двадцати лет на восстановительные работы. Примерно половина этого времени ушла лишь на подготовку: создание станка для обработки янтаря, поиск подходящих составов клея и красителей, «изобретение» технологии, применявшейся в XVIII веке и утраченной позднее. И сегодня можно восхищаться уникальным дворцовым залом вдвойне: и как культурным наследием, и как примером профессионализма современных художников-реставраторов. Внешний вид убранства комнаты они восстанавливали почти интуитивно, пользуясь лишь несколькими черно-белыми снимками 1917-1918 г.г. и воспоминаниями очевидцев. Однако обнаруженный в 1997 г. в Германии фрагмент флорентийской мозаики из оригинальной комнаты подтвердил, что мастерам удалось поразительно точно воссоздать прежний облик. Благодаря их таланту, Янтарная комната получила «вторую жизнь». Периодически на черном рынке всплывают отдельные фрагменты янтарной комнаты, но их судьба остается до конца не ясной.

Три города Кенигсберга

Известно, что зимой 1255 года в северную часть Пруссии и на полуостров Земланд вторгся отряд крестоносцев. Самым старшим «по чину» в отряде был чешский король Отакар II Пржемысл . Рыцари захватили и разрушили прусскую крепость Твангсте, а на ее месте поставили новую крепость от славян и пруссов. Крепость получила название Кенигсберг , что значит: Королевская гора. Постепенно возле крепости возникли поселения, ставшие городами.

Селение между крепостью и рекой Прегелем получило название Альтштадт . С 28 февраля 1286 года, согласно грамоте прусского ландмейстера Конрада фон Тиренберга, Альтштадт стал официально именоваться городом.

27 мая 1300 года кенигсбергский комтур Брюхавен предоставил городские права второму поселению. Сначала его назвали Нейштадт, но потом прижилось другое название - Лёбенихт . Этот город расположился восточнее крепости.

С течением времени в состав кенигсбергских городов стали вливаться близлежащие ремесленные поселения, деревни и слободы. Таким образом, в устье Прегеля образовался своеобразный урбанизированный конгломерат. Над ним доминировал крепость-замок на горе, который, собственно, и назывался Кенигсбергом. К нему примыкала небольшая территория к северу и северо-западу, являющаяся собственностью Тевтонского ордена.

Около замка, как уже было сказано, приютились три средневековых города: Альтштадт, Лёбенихт и Кнайпхоф. Они обладали довольно широким набором привилегий, входящих в понятие Кульмского (Хельмского) права. Система суверенных городских прав сложилась в Германии еще в XIII веке под названием «Магдебургское право». Его прусская разновидность ориентировалась на высшие апелляционные инстанции в городе Кульм (Хельм), а затем в городе Торн (Торунь). Городские права, гарантирующие относительную независимость от феодальных властей, в постепенно снижающемся значении сохранялись до XIX века.

Как же работали административные службы в кенигсбергских городах? Вначале избирательное право принадлежало только городской верхушке, с течением времени право выбора получило большинство граждан.

В каждом городе избирался городской Совет в количестве чуть более десяти человек. Городской Совет, в свою очередь, выбирал бургомистра и вице-бургомистра, назначал чиновников, ответственных за участки работы. Деления на районы в средневековых кенигсбергских городах, разумеется, не было. Существовали общины граждан, обычно совпадавшие по территории с церковными общинами. Во главе гражданских общин стояли выборные старосты. Мнение старост зачастую играло решающую роль при обсуждении на городском Совете вопросов налоговой политики. Для рассмотрения дел, касающихся жизни трех городов Кенигсберга, собирались вместе представители трех городских ратуш и всех городских и пригородных общин.

Так выглядит отдельный эпизод реконструированного города.

Подземелья Кенигсберга, о которых многим приходилось слышать самые невероятные истории, в последнее время стали вызывать особый интерес. Произошло это после нашумевшей истории о якобы обнаруженном в Польше поезде, перевозившем в годы Второй мировой войны золотой запас Рейха. Благодаря этим слухам старая легенда получила новую жизнь. Поскольку Калининградская область также являлась территорией транзита награбленных фашистами ценностей, то Кенигсберг, тайны подземелий которого до сих пор не раскрыты, приковал к себе особое внимание. На протяжении всех лет, минувших после окончания войны, неоднократно предпринимались попытки обнаружения этих гипотетических сокровищниц, но ни одна из них не увенчалась успехом. Покидая город, немцы частично затопили подземные сооружения, а где не смогли это сделать – взорвали и тем самым забаррикадировали проходы к ним. Там же, глубоко под землёй, были устроены хранилища для награбленных в годы войны ценностей, среди которых находится знаменитая Янтарная комната.

Реликвия из Палестины

Калининградский архивист Анатолий Бахтин выдвинул предположение, что в подземельях Кенигсбергского замка хранилось кое-что похлеще Янтарного кабинета. Речь идет о Ковчеге Завета!

Древняя святыня бесследно исчезла в незапамятные времена. Предполагают, была спрятана в недрах Храмовой горы в Иерусалиме перед тем, как в 70 году н. э. римские войска штурмом овладели храмом Соломона. Так вот, Бахтин считает, что через тысячу с лишним лет Ковчег таки удалось отыскать рыцарям-тамплиерам. Его переправили в Париж в штаб-квартиру ордена.

А когда тамплиеры, преследуемые французским королем Филиппом IV Красивым, оказались на грани истребления, орденскую казну и реликвии отправили в тогдашний «медвежий угол» Европы - Восточную Пруссию, к покорению которой Немецкий орден, наследник тамплиеров, еще только-только приступил. В книге «Прусский след Ковчега Завета» Бахтин пишет, что Ковчег сначала хранился в замке Мариенбург, затем был переправлен в замок Бальга, а в дальнейшем, вполне возможно, в Кенигсберг.

В настоящее время город носит название Калининград. Его территория динамично развивается с учетом особенностей старого Кенигсберга.

Куршская коса уникальна - это узкая полоса суши шириной до 2 км, разделяющая воды Балтийского моря и Куршского залива. Куршская коса - вторая в мире по протяженности (ее длина 100 км), и единственная по геологическим особенностям. Здесь на очень небольшом расстоянии друг от друга соседствуют очень разные пейзажи: песчано-пустынный, хвойные леса, березовые рощи. Коса напоминает музей природных зон. Тело косы состоит из песка, покрытого тонким (в несколько сантиметров толщиной) растительным слоем. Образование этого слоя происходило в течение многих столетий.

Есть версия, что Куршская коса возникла в результате постоянного намывания песка, который приносит течение Балтийского моря. Но тогда остается неясным, почему в доисторические времена песок намывался, а сейчас перестал, ведь ширина косы не увеличивается и порой она разрывается на отдельные участки.

Другая версия говорит, что коса возникла во времена палеолита, вследствие катаклизма, произошедшего в Атлантическом океане. Там ушел под воду материк или остров под воздействием ледника. Образовавшееся цунами перекроило побережье нынешних Британских островов и прочих прилегающих территорий, и докатилось до Балтики, где появились две косы: Балтийская и Куршская. Эта версия считается более правдоподобной, достаточно взглянуть на фото косы, сделанное со спутника. На нем видно, что коса вполне могла быть частью материка, позднее отделившейся от суши.

Литовская легенда по-своему описывает происхождение Куршской косы: в те времена, когда ещё не было косы, племена куршей жили на побережье залива, и ими правили короли. К красавице Неринге, дочери могущественного короля Карвайта посватался морской Дракон. Он принес в подарок королевской семье много сокровищ с затонувших кораблей, но Неринга отказала чудищу. Тогда разгневанный Дракон в ярости стал бить огромным хвостом по морской глади и разразился страшный шторм, грозящий затопить все селения. Неринга встала на защиту родной земли, надела огромный фартук, и стала носить в нём горы песка. Великанша сыпала песок на хребет Дракона, пока не покрыла его с головой. Шторм стих, а в море пролегла песчаная дорога, которую укрепили могучие потомки Неринги, и превратили её в цветущую косу. Иногда Дракон просыпается, и тогда по Куршской косе начинают бродить песчаные горы - дюны.

Легенда косвенно подтверждает гипотезу о происхождении косы вследствие катаклизма - цунами.

Современный облик Большой дюнной гряды сложился в последние 150–200 лет. Значительная часть её закреплена. «Живые» незакреплённые дюны составляют около 1/2 дюнной гряды. Вечное движение - таково их обычное состояние. Они интенсивно развеиваются и перевеиваются, перемещаются, гонимые западными ветрами к Куршскому заливу со скоростью 0,5–5,0 м/год, местами вторгаясь в его акваторию, засыпая его. При этом дюны изменяют свой силуэт, высоту, плановую конфигурацию; их вершины снижаются, уплощаются, объём дюн сокращается за счёт естественной убыли-выноса песков в Куршский залив

Еще одна легенда - Много сотен лет тому назад, когда Куршской косы еще не существовало, на берегу моря высился построенный из темных сосновых брёвен замок. Воздвигнутый из толстых древесных стволов, был он состоятельно украшен янтарем и морскими раковинами и окружен просторными залами и тенистыми садами. Рядом с замком стояло святилище доброй богини Лаймы. Властителем замка был Карвайт - громадный, во всей стране известный своей мощью и отвагой полководец и мореплаватель. Его жена была столь же славна своей верностью, сколь и красотой. Однако у них не было детей. Однажды на охоте Карвайт добыл огромного лося. Его он принес в жертву богине Лайме и попросил ее о наследнике. Двумя годами позднее его жена родила ему обалденную девочку. Радость родителей была неописуема. Под большой жертвенной липой Лайма получила благодарственное жертвоприношение, и было отпраздновано большое празднество.
Девочкаа день ото дня становилась все больше и прекрасней. Но странно! Когда деочка вросла – она стала большой с длинной косо, которую отрезала и бросила в море. В последствии в косу попал песок и образовалась Куршская коса.

Древние пруссы поклонялись могучим деревьям. Язычники не знали истинного Бога, и защиты от бушующих стихий искали в священных дубравах. В те времена коса была островом, покрытым высоким лесом. Попасть сюда можно было только через широкий пролив. Воины-пруссы охраняли подступы к острову, особенно опасались они людей иной веры, так как их приход мог нарушить неприкосновенность священных рощ. До сих пор можно найти исторические артифакты об этом. Лишь одну девушку-христианку грозные хранители пропустили на косу. В ее лодке не было ничего, не считая арфы, и ей было разрешено учить девченок игре на этом инструменте. Образ девицы был так прекрасен, что все лесные духи шептали ей вслед словa восхищения. В нее влюбился местный князь. Однажды, Князь снял с руки драгоценный браслет и подарил своей невесте, а птицы сплели ей венок из белых цветов. Поселение, которое спустя некоторое время возникло вокруг танцующего леса, назвали в честь княгини - Предин. И даже когда через много столетий кочующая дюна покрыла поселок песками, на старом месте опять поднялся танцующий лес. Сохранилась и арфа - ее всепобеждающая музыка слышна всякий раз, когда не знающий покоя ветер касается сосновых стволов ее руки. Такова одна из многочисленных легенд об уникальной куршской косы.

В середине октября трое немецких исследователей заявили, что пропавшее "восьмое чудо света" может находиться в Саксонии. Леонард Блуме, Гюнтер Экардт и Петер Лор сообщили, что к ним обратился некий "информированный источник", по словам которого несметные богатства находятся в окрестностях пещеры Принца. Исследователи ищут деньги на поиски легендарного клада.

Следы Янтарной комнаты, которую Петру I подарил прусский король Фридрих Вильгельм I в 1716 году, не найдены до сих пор. Стоимость экспонатов, украденных из неё во время Второй мировой войны, оценивается в баснословные суммы. Что это за легендарная комната и где её искать?

Что это за комната

История с "восьмым чудом света" началась в 1699 году. Король Пруссии Фридрих I решил перестроить Большой королевский дворец в Берлине. Сделать "что-нибудь этакое" поручили главному архитектору королевства Андреасу Шлютеру.

Специалист придумал тогда прорыв в мире архитектуры и дизайна - он решил изготовить целую комнату из янтаря. Идею король поддержал, и мастер принялся за дело.

Комната была наполовину готова, когда из-за интриг своего соперника, Эозандера фон Гёте, Шлютера в 1706 году отстранили от постройки дворца. И хотя он оставался придворным скульптором, работ по Янтарной комнате уже никаких не проводил. Позже их думали начать заново, возвращались к этому вопросу, передумывали. Так продолжалось до 1713 года, пока Фридрих I не умер. Его сыну, который стал королём, эта комната не нравилась и была не нужна.

В то же время новый монарх был поклонником действий Петра I и пытался подружиться с Россией. А первый российский император тяготел ко всему масштабному. Тогда Фридрих Вильгельм I решил одним выстрелом убить двух зайцев: в 1716 году он подарил Петру I в качестве дипломатического подарка Янтарную комнату.

Приключения комнаты в России

В столицу янтарный кабинет везли аж на 18 телегах через Кёнигсберг, Мемель и Ригу. В Петербурге необычную комнату должен был распаковать Александр Меншиков.

Приближённый Петра I славился в том числе своими хитростью, вороватостью и любовью к деньгам. И почему-то именно при нём таинственно пропала половина деталей из дипломатического подарка. Поэтому комнату собрать пока не представлялось возможным.

"Восьмое чудо света" так и находилось в Летнем дворце Петра I, пока на престоле не оказалась дочь российского императора Елизавета Петровна в 1741 году. Она решила перевезти комнату в свою резиденцию. Обер-архитектор Бартоломео Растрелли собрал "мозаику", дополнив недостающие части зеркальными пилястрами и росписями панно "под янтарь". Так "отремонтированная" комната оказалась в Царском Селе. Окончательно она приобрела свой вид лишь к 1770 году, когда Екатерина II распорядилась вновь отреставрировать комнату.

Она стала одним из достояний русского двора. Как пишут историки, иностранцы стремились попасть в резиденцию.

Глаз, не привычный видеть янтарь в таком количестве, захвачен и ослеплён богатством и теплотой тонов, которые пробегают всю гамму - от пылающего топаза до светло-лимонного… когда солнце освещает стены и проникает своими лучами в прозрачные прожилки янтаря, - писал французский поэт Теофиль Готье в середине XIX века.

Комната так и находилась в Екатерининском дворце даже после падения монархии. С 1930-х годов туда водили экскурсии. Советские скульпторы даже реконструировали достопримечательность.

Под защитой бумаги

Янтарная комната была одним из тех объектов, которые советские власти не смогли эвакуировать во время Великой Отечественной войны. Дело в том, что она слишком хрупкая и перевозка рисковала обернуться полным разрушением. Для более-менее безопасной транспортировки попросту не было времени.

Янтарное достояние законсервировали, оклеив бумагой, марлей и ватой. Однако, когда в Ленинград пришли немцы, они решили комнату перевозить. Летом 1942 года детали достопримечательности вместе с другими музейными экспонатами отправили по распоряжению одного из ближайших сподручных Гитлера - гауляйтера Эриха Коха - в Кёнигсберг (нынешний Калининград).

Вениамин Дмитриев и Валентин Ерашов в своей книге "Тайна Янтарной комнаты" передают рассказы музейных работников, видевших это воочию.

- (Немецкие) солдаты бережно несли продолговатый ящик. Они ступали осторожно, еле передвигая ноги, почти не отрывая подошвы сапог от ступеней, и всё-таки офицер прикрикнул на них: "Осторожно! Это янтарная комната", - отмечается в книге.

Однако, когда после войны стали восстанавливать музейные экспонаты, её нигде не оказалось. Археологи, а потом и так называемые чёрные копатели исследовали Кёнигсберг и Калининград вдоль и поперёк. По самой распространённой версии, её вывезли за несколько дней до капитуляции Кёнигсберга в апреле 1945 года.

Проклятие Янтарной комнаты

Уникальную ценность до сих пор ищут в Германии, Дании и на западе России. А тем временем все, кто как-либо говорит о её возможном местонахождении, таинственным образом погибают. Альфред Роде, который во время войны находился в Королевском замке и был "хранителем" Янтарной комнаты, мог пролить свет на запутанную историю исчезновения. Но он заявил о потере памяти из-за контузии. Он "пытался" помочь советским историкам, выдавая порой прямо противоположные советы о её местонахождении. 7 декабря 1945 года тела Роде и его супруги обнаружили в квартире. По одной из версий, они покончили жизнь самоубийством, по другой - умерли от тифа.

В газете "Русская Чехия" в 1945 году рассказывалось о ещё одном факте. Так, по информации издания, майор госбезопасности Иван Курица погиб в Кёнигсберге, где расследовал обстоятельства исчезновения Янтарной комнаты. В тот момент, когда он ехал на встречу с агентом, который обещал рассказать о раритете, произошло ДТП. Кто-то натянул поперёк дороги проволоку, и правоохранителю отрезало голову. Рассказывалось также, что таинственного агента якобы задушили.

Дальше события с поисками Янтарной комнаты всё больше начинают напоминать боевик. Эрих Кох, который наверняка мог знать, где комната, отбывал наказание в польской тюрьме. На все вопросы отвечал, что увезли в неизвестном направлении без его участия. По одной из версий, в польской тюрьме Мокотув в 1966 году он всё же рассказал сокамернику Эммануилу Штейну, где искать клад. Однако после освобождения в 1968 году последний смог сбежать в США. Историки не исключают, что он нашёл и даже смог вывезти часть несметных богатств, но это больше относится к версиям из разряда фантастики.

Не исключено, что Янтарная комната сначала была искусно спрятана в самом Королевском замке. Однако в 1968 году его уничтожили (в том же году, когда Штейн мигрировал), поэтому, если данная версия верна, то проверить это будет практически невозможно.

Тем временем Кох решил действовать самостоятельно. Он обратился к руководству колонии с таким заявлением: "Я готов после амнистии уехать к себе на родину через Калининград, а в Калининграде предпринять всё возможное, чтобы Янтарная комната была найдена", - сказал он.

Однако польские власти, как указывают историки, рассказали советской стороне об этом только после его смерти в 1986 году.

В 1992 году западная пресса подробно писала об убийстве первого заместителя начальника ГРУ Генштаба Министерства обороны России генерал-полковника Юрия Гусева. В России же считается, что 57-летний чиновник погиб в результате автокатастрофы в ноябре 1992 года.

За несколько дней до этого он рассказал в интервью, что знает о местонахождении Янтарной комнаты, но говорить о том, где она находится, не будет. В целях безопасности.

Где ищут Янтарную комнату

Поиски Янтарной комнаты не прекращаются уже более полувека. Где исследователи ищут клад.

Калининград

Бытует мнение, что комнату хотели вывезти, но не успели. В 1958 году в газете "Калининградская правда" была опубликована статья о том, что в одном из секретных бункеров города может быть спрятана Янтарная комната. Не исключалось, что она находится под улицами Шевченко и Пролетарской (бывшими Юнкерштрассе и Французишенштрассе).

Янтарную комнату также искали в бункере под одной из кёнигсбергских кирх - на Понарте.

Также поиски велись и ведутся на месте некогда существовавшего Королевского замка. Хотя после пожара в апреле 1945 года учёные проводили специальные экспертизы и не обнаружили никаких следов янтаря. В 2010 году в одном из городских фортов даже обнаружили ход в подземелье и 20-сантиметровый фрагмент янтаря. Поиски продолжили, но здесь ничего больше не было. Позже представители царскосельского музея заявили, что этот фрагмент принадлежит более позднему периоду.

Кроме того, в 2015 году под гостиницей "Калининград" археологи обнаружили ещё один "ход", где были сундуки и следы от обёрточной бумаги. Однако дальнейшие поиски пока ни к чему не привели.

Польша

В 2015 году кладоискатели заявили, что в окрестностях замка Ксенж - в районе города Валбжих - обнаружили поезд с нацистским золотом. За геоданные они потребовали 10% стоимости сокровищ, если их найдут. По оценкам историков, в поезде было сокровищ на 500 миллионов долларов.

После этого в городе началась настоящая золотая лихорадка. Кладоискатели со всей Европы были уверены, что Янтарную комнату вывозили в этом же поезде или соседним составом. Начались раскопки. Но до настоящего момента не найдено ничего.

Также клад искали в окрестностях села Мамерки, где во время войны располагалась ставка войск вермахта. Археологи полагали, что здесь нацисты спрятали клады, оружие и другие драгоценности.

Дело в том, что при обследовании одного из туннелей бункера с помощью георадара нашли пустоты в грунте. Выяснилось, что это замурованное помещение под землёй. Специалисты пробурили два глубоких отверстия в одном из фундаментов, но найти так ничего и не смогли.

Германия

Янтарную комнату искали в заброшенном туннеле в городе Вупперталь по инициативе местного пенсионера Карла-Хайнса Кляйне. Он взял с собой пару приятелей, и все отправились в заброшенный лаз. Правда, в конце туннеля они наткнулись лишь на летучих мышей.

Ещё одним местом называется Дрезден. Как заявили исследователи, на стенах в пещере Принца они обнаружили следы от стальных кабелей, которые использовались для опускания грузов на глубину. По данным георадара, под пещерами скрывается система тайных тоннелей, где и могли спрятать несметные богатства.

Германия является пока единственной страной, где поиски сокровищ из Янтарной комнаты увенчались успехом. Флорентийскую мозаику "Обоняние и осязание", которая была изготовлена по указу Екатерины II, нашли в Бремене в 1997 году. Как оказалось, один немецкий солдат украл её "в качестве сувенира" во время вывоза всей комнаты в Кёнигсберг. Фашист передал её немецкому нотариусу, последний пытался мозаику продать. В 1997 году её конфисковали немецкие власти, а мужчина пошёл под суд. Через три года министр по делам культуры ФРГ Михаэль Науман передал тогда исполняющему обязанности президента РФ Владимиру Путину найденные фрагменты. В Россию также вернулся уникальный янтарный комод.

Дания

Немец Вильгельм Крафт, который воевал на стороне фашистов, в начале 2000-х заявил, что ценность закопали в районе деревни Асаа. Сюда же якобы вывозили украденные реликвии из русских церквей. Деревню быстро наводнили туристы. Однако поиски так ни к чему и не привели.

Австрия

В городе Линц, где родился Адольф Гитлер, энтузиасты также искали клад. Но версия о его наличии там основана лишь на том, что фюрер мечтал организовать на своей малой родине огромный музей и собрать в нём уникальные ценности. Особое место отводилось как раз Янтарной комнате.

Многие кладоискатели уверены, что даже если комната и сохранилась, то уже попросту превратилась в пыль. Дело в том, что янтарь является очень хрупким материалом, сам объект приходилось постоянно реставрировать. Но этот факт больше 70 лет не останавливает ни одного кладоискателя.

На Первом канале был показан фильм "Янтарная комната"- об истории создания уникального раритета и о мистических явлениях, которые всегда сопровождали "Янтарную комнату".

Судьба знаменитой "Янтарной комнаты", которую похитили из Царского села во время Великой Отечественной Войны - это тайна века. Никому реально не удалось до сих пор приблизиться к ней. Этот фильм - журналистское расследование. Оно будет построено исключительно на документально подтвержденных фактах, собранных в архиве убитого немецкого искателя Янтарной комнаты Георга Штайна, современных исследованиях историка Александра Мосякина, а также засекреченных материалах из отчета специальных комиссий, созданных в 1949 году в СССР и в ГДР для поиска Янтарной комнаты. Впервые по материалам найденного в Калиниграде уникального архива Георга Штайна будет восстановлена вся запутанная цепочка событий, связанных с Янтарной комнатой во время и после Великой Отечественной войны.

В первой серии фильма рассказывается об истории создания уникального раритета и о мистических явлениях, которые всегда сопровождали "Янтарную комнату". Мы узнаем, почему этот уникальный экспонат музея "Царское село" не был включен в списки для эвакуации. В поисках следов Янтарной комнаты мы побываем в довоенном Кенигсберге, в подземных бункерах и секретных военных объектах времен Второй мировой войны. Мы раскроем главную тайну Янтарной комнаты - расскажем, в чьи руки она попала в самом конце войны и назовем имена главных фигурантов этого запутанного дела.
Во второй серии фильма мрассказывается о трагической судьбе немецкого искателя "Янтарной комнаты" Георга Штайна и о двух его находках, за которые он поплатился жизнью - сокровищах "стеклянных гробов" и нацистском кладе из шахты Гросслебен. Вы узнаете, почему ящики с "Янтарной комнатой" исчезли из королевского замка в Кенигсберге. Куда они попали. И куда нас привели следы "Янтарной комнаты" в финале расследования.


Янтарная комната с самого начала не просто символизировала красоту янтаря, но имела историю политическую. Фридрих I стал прусским королем в 1701 и в том же году заказал Янтарный кабинет - его задачей было закрепить свой новый статус. Его сын, воинственный Фридрих Вильгельм подарил кабинет Петру I при заключении союза России и Пруссии против шведов, намекая, что Пруссия контролирует Балтику. Когда СССР после долгих и безуспешных поисков похищенного фашистами во время Великой Отечественной войны раритета начал реконструкцию Янтарной комнаты (еще в период холодной войны) - предполагалось, что она станет символом мощи страны. Когда Путин в 2003 г. торжественно открыл Янтарную комнату в Екатерининском дворце в присутствии 40 глав государств - это было демонстрацией возможностей новой России.

Восстановление Янтарной комнаты длилось 25 лет, было использовано 6 тонн янтаря, обошлось воссоздание шедевра в 11,5 млн.$. Подлинник оценивают в 500 млн.$ Следы Янтарной комнаты затерялись в Кенигсберге - одном из самых таинственных и мистических европейских городов со сложнейшей системой подземных сооружений, созданных для укрепления города еще при Бисмарке. По Кенигсбергу, нынешнему Калининграду, ходят легенды, что там до сих пор маршируют призраки солдат Вермахта... Поисками Янтарной комнаты занимались спецслужбы нескольких государств, историки, писатели и авантюристы, но тайна пропажи янтарных сокровищ так и осталась одной из неразрешенных загадок XX века.

Фотографировать в Янтарной комнате нельзя и если иногда на это не очень обращают внимание, то здесь следят строго. Эта фотография - свидетельство страшного преступления, совершенного мною года два назад. Снято на айфон, буквально механически. Честно говоря, не понимаю, почему в музеях не разрешают снимать. Может кто-то объяснит? Остальные фотографии - с миру по нитке.

Если есть кто-то, кто не знает, где Янтарная комната находится - сообщаю. Восстановленный шедевр находится на своем историческом месте - в Екатерининском дворце города Пушкина, ближайшего пригорода Петербурга. Где находится подлинник и сохранился ли он - не известно до сих пор.

ПРУССКИЙ ПОДАРОК

Янтарная комната - самый знаменитый дипломатический подарок. Он наделал много шума, правда, не тогда, когда был подарен, а через 200 c лишним лет, когда был похищен во время Великой отечественной войны. История янтаря, история мировых войн и международной торговли неразделимы. С самых древних времен балтийский янтарь привлекал сильных мир сего - стоимость янтаря была огромной и контроль за его добычей сулил большие доходы. Фридрих I обнаружил в подвалах Кенигсбергского замка огромные запасы янтаря, оставшиеся еще со времен тевтонских рыцарей. Он и заказал Янтарный кабинет, работа над которым началась за 2 года до основания Петербурга. Сына Фридриха - Фридриха Вильгельма, как и Петра I, больше интересовали войны, чем искусство. Едва ли не впервые в истории янтаря военные цели Петра связаны не с ним, а с выходом России к Балтийскому морю в стратегическом смысле.

Янтарь называли тогда "балтийским золотом" и он все еще, как и в древности, оставался очень дорогим - стоил примерно в 12 раз дороже золота. Суть технологии при создании панелей для кабинета Фридриха сводилась к размалыванию камня и смешиванию его с коньяком, медом и льняным маслом. Затем кусочки панелей наклеивались на деревянную основу. Технология была дорогой и не очень совершенной. Как впоследствии выяснится, Янтарная комната будет требовать постоянных реконструкций и реставраций.

Петру I подарок понравился, в качестве ответного дипломатического подарка он отправил Фридрих Вильгельму 55 русских гренадеров 2-метрового роста. Русский царь начал было оформлять "Комнату чудес" в Летнем дворце, расположенном в Летнем саду. Но то ли заботы войны, то ли состояние янтаря, требовавшее реконструкции, привели к тому, что комнаты такой во дворце так и не появилось, а прусский подарок так и остался в Летнем дворце на хранении. Доведет дело до ума через 40 лет его дочь Елизавета. Она пригласила множество мастеров и потратила кучу денег - янтарная комната была создана первоначально в Зимнем дворце, затем перенесена в Екатерининский дворец, который находится в нынешнем г.Пушкине. Помещение было намного больше, чем то, для которого создавалось янтарное убранство. Поэтому архитектор Растрелли добавил ряд деталей - пилястры, зеркала в позолоченных рамах и т.д.

Поэт Теофиль Готье так описал ее в 1866 году: "Буквально слепнешь от этих теплых и богатых красок: здесь вы найдете все оттени желтого, от дымчатого топаза до яркого лимона... Золото кажется тусклым и фальшивым в сравнении с янтарем, особенно когда на стены падает солнечный свет и бежит по прозрачным венам янтря". Готье считает, что комната позволяет отдохнуть глазу от долгой русской зимы, поскльку хранит в себе солнечный свет.

ПОХИЩЕНИЕ И ПОИСКИ ЯНТАРНОЙ КОМНАТЫ

Хотя фашистам не удалось захватить Ленинград, они заняли ближайшие пригороды, в том числе Пушкин c Екатерининским дворцом, который к этому времени уже был музеем. Янтарную комнату не вносили в эвакуационный список, просто замаскировали стены. Немцы нашли ее и вывезли в Кенигсбергский замок, где комната была частично установлена и даже демонстрировалась. Когда Кенигсберг начали бомбить (скорее всего комната частично пострадала от пожара) - ее вновь сложили в ящики в августе 1944 г., а в апреле 1945 г. город заняли советские войска. В этот промежуток Янтарная комната и пропала. Поискам комнаты посвящено множество книг и фильмов, ее искали суперпрофессионалы и обычные люди, многие погибли из-за нее. Одной из жертв стал фермер из ФРГ Георг Штайн, который посвятил поискам Янтарной комнаты более 30 лет жизни. Он был найден мертвым в лесу в Баварии со следами ударов скальпелем. Накануне Георг Штайн заявил, что вплотную приблизился к разгадке. Информация о поисках Янтарной комнаты периодически попадает на первые полосы газет.

Вместе с Янтарной комнатой пропала уникальная коллекция янтарных раритетов. Многие надеются, что если комната все же найдется - то найдется вместе с ней и уникальная кенигсбергская коллекция. Одной из ключевых фигур, связанных с янтарной комнатой в Кенигсберге, был Альфред Роде, хранитель янтарных раритетов в Кенигсбергском замке, выдающийся специалист и фанатик янтаря. В ключевой момент ученый заболел, а после того, как ему сообщили о том, что уникальная коллекция янтаря сгорела - вскоре умер. Согданная тогда же комиссия установила, что Янтарная комната не сгореле, но поиски ее ни к чему не привели.

В течение 3 лет расследование пропажи проводили британские журналисты Катрин Скотт-Кларк и Адриан Леви. Они поддержали версию, что комната таки сгорела во время пожара в Кенигсбергском замке. А ее исчезновение назвали советской мистификацией, целью которой было иметь юридическое обоснование для того, чтобы вывезти из Германии щедевры искусства на миллионы долларов. Как бы похищение ее немцами обосновывало отказ Советского Союза возвращать вывезенные из Германии ценности. Так что Янтарная комната продолжала и продолжает оставаться не только шедевром искусства, но и объектом политики. Есть еще порядка 10 версий пропажи Янтарной комнаты, по этому поводу написаны сотни книг и снято большое количество фильмов и телепередач.

ЯНТАРНАЯ КОМНАТА И МИСТИКА

Янтарную комнату оружает много мистики. Известен фанатичный интерес самого Гитлера к мистическим раритетам, обладающим таинственной силой. К ним относит и Янтрную комнату. Есть легенда, что немцы относили ее к сильнейшим магическим артефактам, к ней проявлялая большой интерес нацистская мистическая организация Аненербе. Есть мнение, что нацистские мистики даже расчитывали, что, оставшись в Кенигсберге, этот артефакт поможет вернуть город Германии. Как бы то ни было - одна из ниточек расследования пропажи янтарного раритета приводит к секретной лаборатории, расположенной в Кенигсберге-Калининграде и к подземным катакомбам. Якобы, участвовавшие в укладывании сокровища в тайник немецкие солдаты были убиты и замурованы вместе с ним, чтобы унести тайну с собой в могилу. А их призраки до сих пор пугают калининградцев. Янтарной комнате приписывают темную магическую силу - недаром булгаковский Воланд вспоминал о том, как играл в шахматы с Кантом. Этот мистический философ родился в Кенигсберге и все в городе пропитано таинственной и мрачноватой таинственностью. А воссозданная Янтарная комната сделана из более светлых и солнечных разновидностей янтаря.

ТОРГОВЛЯ ЯНТАРЕМ И ПОЛИТИКА

В древности активная торговля янтарем, как считают многие исследователи, ускорила наступление бронзового века на Балтике. Долгое время монополию на торговлю янтарем держали финикийские торговцы, тщательно оберегавшие тайну места, где они его получали. Находят древние изделия из янтаря по всей Европе, в Северной Африке и на Ближнем востоке. Он упомянут в "Одиссее" Гомера в убранстве комнат царя Менелая. Путешествия торговцев как во времена финикийских купцов, так и позже, по знаменитым янтарным торговым путям, были очень опасны.

В начале XIII века Балтика попадает в зону интересов крестоносцев. В 1204 году, вскоре после возникновения Тевтонского ордена, папа Иннокентий III узнал, что православные монахи проповедуют среди язычников Прибалтики и отправил туда тевтонских рыцарей. Они останутся здесь на три столетия. Вначале они завоевали Пруссию, затем народы, населяющие территории современных Эстонии, Латвии и Литвы. С Русью, правда, не задалось, как помним из истории, благодаря Александру Невскому. Тевтонцы активно включились в торговлю янтарем и в XIV веке их государство - единственное во всей Европе, не имеющее долгов. Последним из великих магистров Тевтонского ордена стал Альбрехт Бранденбургский, который ликвидировал орден и основал светское государство. Тем не менее, бранденбургско-прусские короли еще долгое время обладали монопольным правом на сбор и торговлю природным янтарем. А дальше - то, с чего начали. Фридрих в 1703 году становится прусским королем и обнаруживает в Кенигсберге огромные тевтонские запасы янтаря и заказывает из него облицовку для кабинета и знаменитый янтарный интерьер.

ВОССОЗДАНИЕ ЯНТАРНОЙ КОМНАТЫ

Почему же так важно было найти Янтарную комнату? Ведь даже если бы ее обнаружили, состояние ее могло быть гораздо худшим, чем когда о ней вспомнила императрица Елизавета. Комната требовала полной реставрации не только на момент пропажи - необходимость реконструкции обсуждалась еще в 1913 году, но из-за высокой стоимости она так не была проведена. Янтарная комната - пример барочного искусства, очень хрупкий и дорогой. Конечно она имеет большую ценность как культурное наследие. Но главная ценность Янтарной комнаты заключается в истории - ее легендарность делает ее особенным раритетом.

СССР потребовал в 1978 году компенсацию после того, как надежда найти ее была утрачена. Несколькими десятилетиями ранее вопрос о буржуйском наследии мог бы вообще не встать, но к 70-м годам отношение к искусству и историческим ценностям в стране изменилось. Появились спонсоры, готовые вкладывать миллионы долларов в реконструкцию. На воссоздание Янтарной комнаты ушло 25 лет и 6 тонн янтаря. В мае 2003 года воссозданная комната была открыта. Еще долго обсуждались примененные технологии - не слишком ли много использовано в ней прессованного янтаря? Немного раньше, в 2000 году, России были возвращены обнаруженные в Германии наборный комод и флорентийская мозаика "Осязание и Обоняние", которые входили в первоначальное убранство Янтарной комнаты. Мозаика, зеркало и ларец, входившие в состав Янтарной комнаты сейчас хранятся в Эрмитаже.

ПОСЛЕСЛОВИЕ О РОССИЙСКОМ ЯНТАРЕ

Одно из самых знаменитых исторических месторождений янтаря находятся в России - точнее, в Калининградской области, неподалеку от бывшего Кенигсберга. Калининградский янтарь использовался для воссоздания Янтарной комнаты, так же как и для создания подлинника. После окончания Великой Отечественной войны Советский Союз настоял на том, что Кенигсберг вместе со знаменитым янтарным районом Балтики будет присоединен к его территории. Но основную роль в этом сыграл опять не янтарь. В этом месте Балтика зимой не замерзает, что позволяет иметь постоянную морскую базу. Янтарь постоянно достается России в довесок, она к нему никогда особо не стремилась.

Поселок, в котором располагался известный комбинат по добыче и обработке янтаря называется Янтарный (Пальмникен-Кракстепеллен). На бывшем Самбийском полуострове слои янтароносной глины залегают на глубине 15 метров, поэтому здесь можно добывать янтарь карьерным способом. На один кубометр земли приходится 10 кг янтаря. Прямо напротив Янтарного поселка через Гданьский залив находится Гданьск (бывший Данциг), еще одно историческое и географическое название, связанное с янтарем.

После войны в пос.Южный на месторождении янтаря работали заключенные - под Калининградом располагались 2 лагеря, мужской и женский. Мужчины работали на добыче камня, женщины на обработке. Условия здесь были мягкие, контингент составляла интеллигенция. Тем не менее после амнистии все заключенные покинули здешние места. В советское время комбинат, открытый в 1947 году, успешно работал, добывая до 600 тонн янтаря в год. Время от времени здесь даже заказывались дипломатические подарки. Например, перед визитом Хрущева в Индию здесь было изготовлено янтарное ожерелье для Индиры Ганди.

Еще одно место добычи янтаря под Калининградом связано с трагической историей - это шахта "Анна". Сейчас добыча янтаря здесь заброшена. Шахта прорублена прямо в скале над пляжем. 30 января 1945 года в связи с приближением войск союзников начальник концлагеря Штуттхоф получил приказ уничтожить доказательства существования лагеря. 7 тысяч узников согнали к штольне, намереваясь затопить ее вместе с людьми. Директор шахты отказался это сделать наотрез и людей выстраивали на берегу моря колоннами по 50 человек и расстреливали. Из 7 тысяч смогли выжить 12 человек. Рядом со штольней стоит монумент памяти жертв из нескольких камней с простой табличкой. Такой вот пляж есть на Балтийском море недалеко от Калининграда...

Когда-то за обладание этим клочком земли ломались копья, а на торговле янтарем построено не одно состояние еще со времен финикийцев. Однако борьба за янтарь не прекращалась и в последние годы, надолго переместистившись в сферу черного рынка. Долгое время комбинат в п.Южном находился в запустении, а в 2000 году его даже признавали обанкротившимся. Вновь открыт комбинат в 2011 году. Конечно, история янтаря, в том числе и калининградского на этом не закончилась. Копья ломаются до сих пор, современная его история c бандитскими разборками и контрабандистами заставляет вспомнить янтарные войны прошлого.