Меню

Как измерить режимы лампы? Усилители на лампах, полезные советы Подключение миллиамперметра в ламповом усилителе

Стены

На практике тебе придется измерять постоянные токи в основном от нескольких долей миллиамперметра до 100 мА. Например, коллекторные токи транзисторов каскадов усиления радиочастоты и каскадов предварительного усиления звуковой частоты могут составлять примерно от 0,5 до 3-5 мА, а токи усилителей мощности достигать 60-80 мА. Значит, чтобы измерять сравнительно небольшие токи, нужен прибор на ток 1и не более 1 мА. А расширить пределы измеряемых токов можно путем применения шунта (см. рис. 109, а).

где Iи max - требуемое наибольшее значение измеряемого тока, мА. Если, например, Iи = 1 мА, Rн = 100 Ом, а необходимый ток Iи max = 100 мА, то Rш должно быть: Rш = 1 100(Iи max - Iи) = 1 100/(100-1) = 1 Ом.

Таким миллиамперметром можно измерять токи: без шунта - до 1 мА, с шунтом - до 100 мА. При измерении наибольшего тока (до 100 мА) через прибор будет течь ток, не превышающий 1 мА, т. е. его сотая часть, а 99 мА - через шунт. Лучше, однако, иметь еще один предел измерений - до 10 мА. Это для того, чтобы более точно, чем по шкале 100 мА, можно было отсчитывать токи в несколько миллиампер, например коллекторные токи транзисторов выходных каскадов простых усилителей. В этом случае измеритель токов можно построить по схеме, показанной на рис. 111, а. Здесь используется универсальный шунт; составленный из трех проволочных резисторов R1-R3, позволяющий увеличить пределы измерений миллиамперметра в 10 и 100 раз. И если ток Iи = 1 мА, то, применив к нему такой шунт, суммарное сопротивление которого должно быть значительно больше Rн, прибором можно будет измерять постоянные токи трех пределов: 0-1 мА, 0-10 мА и 0-100 мА. Зажим «- Общ.» - общий для всех пределов измерений. Чтобы узнать измеряемый ток, надо ток, зафиксированный стрелкой прибора, умножить на численное значение коэффициента возле соответствующего зажима. А поскольку ток Iи прибора известен, то возле зажимов вместо множителей « х 1», « х 10», « х 100» можно написать предельно измеряемые токи. Для нашего примера это могут быть надписи: «1 мА», «10 мА», «100 мА». Более подробно о расчете универсального шунта я расскажу еще в этой беседе.

Шунты изготовляют обычно из провода, обладающего высоким сопротивлением - манганина, никелина или константана, наматывая их на каркасы из изоляционных материалов. Каркасом шунта миллиамперметра может быть гетинаксовая планка длиной чуть больше расстояния между зажимами прибора (рис. 111,б). Выводами шунта и отводами его секций служат отрезки медного провода, укрепленные в отверстиях в планке. От них идут проводники к входным зажимам (или гнездам) прибора.

Очень важно обеспечить надежность контактов в самом шунте. Если в нем появятся плохое соединение или обрыв, то весь измеряемый ток пойдет через прибор, и он может испортиться.

И еще одно обязательное требование: в измеряемую цепь должен включаться шунт, к которому подключен миллиамперметр, а не наоборот. Иначе из-за нарушения контакта между зажимами прибора и шунтом через прибор также пойдет весь измеряемый ток и он может также выйти из строя.

Рис. 111. Миллиамперметр с универсальным шунтом

30.10.2010, 17:55

31.10.2010, 09:50

Сергей и Yoshimo может вы что нибудь подскажите? Про выставления тока покоя? Любая информация для меня будет полезна!

31.10.2010, 13:39

Здравствуйте всем! Кто может рассказать как самому выставить ток покоя в усиле ламповом, как правильно, сколько mA или mV ? Пробовал сам, не получается!

Все зависит от того, как организовано смещение выходного каскада (в котором эти лампы задействованы) усилителя.
При автосмещении ток покоя выставляется изменением номинала резистора, включенного между катодом лампы и землей, т.н. резистором автосмещения.
В случае фиксированного смещения ток покоя выставляют с помощью изменения напряжения смещения, которое подается на сетку лампы, а измеряют ток покоя косвенно, по падению напряжения на контрольном резисторе в цепи катода..
Величина оптимального тока покоя будет зависить от параметров выходного трансформатора, напряжения питания выходного каскада и схемы включения ламы (триодной, ультралинейной, пентодной). Пентодное включение в хай-фай усилителях применяется редко, его используют только в гитарных усилителях, потому в Вашем случае это будет либо триодное либо ультралинейное.

Если предположить, что производитель Вашего усилителя придержался рекомендаций производителей лампы по питанию и параметрам выходного трансформатора, то оптимальный ток покоя, соответствующий триодному включению EL34, работающей в классе А, будет 70мА, что соответствует смещению -16...-17В.

Еще раз хочу Вас предостеречь: не выставляйте сами ток покоя, если вы не имеете четкого представления о том, что именно Вы делаете. Все-таки, напряжение в усилителе жизненно опасное, да и сжечь усилитель и колонки - раз плюнуть.

04.11.2010, 19:58

Спасибо за совет! Сам не буду естественно, пробувал не получается! И странно на одной лампе показания с минусом mV , а на двух остальных с плюсом mV , в одном канале параллельные лампы, И В другом канале тоже самое, резистор кручу согласне этой лампе - минус не уходит, мне сказали что такого быть не может даже если лампа здохла! Еще хотел спросить можно в замен 6L6 УСТАНОВИТЬ EL 34. Я купил EL 34 RFT 61 года ХОЧУ Сравнить с 6L6 WGB GE 60 ГОДА. Кто говорит да, легко выставляй 500 mV , ВСЕ ОК!

04.11.2010, 21:45

Игорь, лампа EL34 несколько мощнее, чем 6L6, и, как следствие, более ресурсоемкая.
Перед установкой нужно убедиться минимум в трех вещах:
1. Силовой трансформатор сможет обеспечить ток 1,6А при напряжении не менее 5,9В для накала каждой лампы (для сравнения у 6L6 0,9А, т.е. почти вдвое ниже)
2. Силовой трансформатор сможет обеспечить ток 70мА анодного питания каждой лампы EL34 (для сравнения, у 6L6 45мА)
3. Выходные трансформаторы смогут "переварить" повышенный ток подмагничивания 70мА от каждой лампы.

При невыполнении любого из этих условий Вы рискуете остаться без усилителя.

Теперь другой момент: выходные трансформаторы усилителя были рассчитаны на работу с лампами 6L6. Характеристики ЕЛ34 отличаются от 6Л6, потому и трансформаторы для них также будут отличаться.
Если с питающей частью (три условия выше) все нормально, то трансфроматор, сконструированный для 6Л6 не даст до конца раскрыть потенциал ламп ЕЛ34. Это будет выражаться в незначительном снижении выходной мощности и незначительным увеличением КНИ (преимущественно третьей гармоники) по сравнению с оптимальным для ЕЛ34 выходным трансформатором.

Но, еще раз повторюсь: если блок питания потянет лампы, работать усилитель будет.

Что касается Ваших измерений: отрицательного тока покоя быть не может, т.к. электрон всегда будет двигаться от "-" к "+". Скорее всего Вы перепутали полярность щупов при подключении измерительного прибора. Для того, чтобы оценить проведенные Вами измерения, нужно знать величины сопротивлений, на которых Вы измеряли падение напряжение. Это даст возможность вычислить токи покоя.

08.11.2010, 18:14

Спасибо, Yoshimo ! Но у меня - только на одной лампе, и это и во втором канале, а две остальных параллельные с плюсом в каждом канале! У меня 3 лампы в канале параллельно работают! На счет трансов не знаю! Кстати комне приходил знающий человек в ламповых усилителях, тоже повозился и ничего не смог зделать с минусом и был очень удивлен! Сказал надо схему искать! И плотно разбираться! Как узнать потянет блок питания моего усилка лампы 34 ки? Кто говорит что все будет работать, никого не слушай! Я УЖЕ САМ НАЧИНАЮ БОЯТЬСЯ! Тестером все правильно делали обои, не перепутали полярность! Все в паспорте описано! И еще как то странно что резисторы как плавали то настраивались, то крутишь резистор подстроичник к каждой лампе напряжение не меняется, через время крутишь вроде выставляется ну на первой лампе минус не уходит, ни в левом ни в правом канале! Что может быть???

09.11.2010, 01:42

Игорь, лампа очень инерционная система (чем-то напоминает отопительный котел в частном доме, когда для достижения оптимальной температуры весь вечер нужно подкручивать кран газа к котлу), на то, чтобы ток, протекающий через нее установился, нужно время. Вращать подстроечник нужно очень медленно, каждый раз дожидаясь стабилизации тока. Т.е. немного повернули подстроечник - дождались пока ток сначала увеличившись (или уменьшившись) перестанет изменяться, далее опять повернули немного - дождались установления - и так до получения необходимого значения тока.

Установка тока покоя шести ламп - процесс очень длительный, запаситесь вагоном терпения.

Еще раз повторюсь - с точки зрения классической физики, отрицательное напряжение на катодном резисторе невозможно.

Определить возможности блока питания можно, наверное, только эмпирически (если только на питающем трансформаторе не подписаны номинальные токи вторичных обмоток), для этого нужно будет замерять напряжения накалов и напряжение питание с лампами 6Л6, затем приняв волевое решение, поставить ЕЛ34 и снова измерять напряжения накалов и напряжение питания. По просадке напряжений можно будет сделать выводы о способности блока питания "прокормить" ЕЛ34.
А еще лучше достать для начала схему усилителя.

09.11.2010, 19:01

Спасибо Yoshimo ! Все делал как вы написали!

09.11.2010, 19:19

Еще когда будете слушать систему с лампами ЕЛ34 - сразу обратите внимание на бас: если будут слышны ощутимые искажения, или количество баса значительно уменьшится - это будет признаком того, что выходные трансформаторы не в состоянии "переварить" увеличенный по сравнению с 6Л6 ток покоя ЕЛ34. Отчаиваться в таком случае не нужно, это лечится небольшой доработакой выходных трансформаторов.

28.02.2011, 14:59

Добрый день всем! Yoshimo разобрался я с током покоя, настроил человек один напряжение смещения все супер звучит теперь! Косяк был в том что в паспорте указано не правильное расположение клем, надписи перепутаны, порядок, реально все наоборот! Теперь минус не показывает все супер! Спасибо человеку, мастеру единственному кто разобраться смог!

28.02.2011, 15:36

Yoshimo разобрался я с током покоя
Это хорошо, т.к. настройка тока покоя очень важна для правильной работы усилителя.

Как изменился звук?

28.02.2011, 18:00

Стал легкий звук, более богатый тембрально,разрешение, четкий бас, микро и макро возросло на много! Яркость на верху ушла! Вобщем я рад, слушаю на серебре топовом silver audio !

04.03.2011, 23:00

Добрый вечер Yoshimo, а ток покоя влияет на высокие, от чего они бывают суховаты в ламповом усилителе, или какой режим лучше использовать, триод или ультралинейный, какой из них привлекательный или правильный?

05.03.2011, 11:46

При пониженном токе покоя, увеличиваются консонансные (четные) гармоники. При небольшом их значении до 1-2% это на слух воспринимается как "теплый звук" и как расширение сцены.
Дальнейшее уменьшение тока покоя ведет к тому, что при большом размахе выходного напряжения (при прослушивании на большой громкости) нагрузочная прямая входит в нелинейный участок характеристик лампы, это сопровождается резким увеличением четных гармоник, что на слух воспринимается как сухость а иногда и грязь в звуке.

Повышение тока покоя выше оптимального сначала снижает уровень четных гармоник, но после определенного значения они вырастают лавинообразно, притом не только четные, а и диссонансные нечетные гармоники. Это происходит вследствие увеличения тока подмагничивания выходного трансформатора.

Как на мой слух, при увеличении тока покоя улучшается макродинамика, размеры звуковых образов увеличиваются.
Уменьшение тока покоя снижает макродинамику, а на определенном этапе звук становится как будто, стеклянеющим.

Все написанное выше справедливо для однотактного усилителя
Двухтактные усилители практически избавлены от вышеперечисленных болезней. Единственное что, увеличенный ток покоя может сократить срок работы ламп или привести к быстрому отравлению анодов ламп.

Что касается ультралинейного и триодного режима.
Ультралинейный режим - это нелинейная обратная связь, зависящая от реализации конкретного трансформатора.
Говоря обобщенно - в ультралинейном режиме больше драйва и напора, чуть выше выходная можность в сравнении с триодным режимом. Такой режим хорошо подойдет для рок-музыки.
Триодный режим обладает более спокойным характером звучания, меньшими искажениями и меньшей выходой мощностью.

05.03.2011, 21:21

06.03.2011, 09:22

В ультралинейном режиме 390в на аноде кт88 двухтакт,какой ток покоя вы рекомендуете
100мА

06.03.2011, 15:47

Большое спасибо,в схеме 390в на аноде кт88,а когда я измерял там на аноде 360в если я его переключу в триодный без оос при 360в какой выставить ток покоя,за ранее благодарен вам Yoshimo .

06.03.2011, 17:49

Yoshimo я тут как то померял для интереса в усиле анодное напряжение 450v под нагрузкой (под лампой)и 500v без нагрузки, а посмотрел параметры моих ламп GE 6L6WGB у них plate voltage 400v max ! Но лампы вроде работают нормально! А до этого у меня стояли Sovtek 5881|6L6WGC с завода! И я начал разбираться и понял что Sovtek 5881|6L6WGC отличаются от 6L6WGB , напряжением, 6L6WGС, GC версии plate voltage 450,в триоде, 500 в пентоде! У меня усилок работает в пентоде, однотактник! У меня вопрос, что будет если такая ситуация как у меня в усиле 450 -500v , я использую лампы на plate voltage max 400v ? Я понял что мне можно ставить только лапмы 6L6GС, другие версии 6L6 , 6L6G,6L6GA не выдержат такого напряжения! И еще вот много раз видел что указывают в усилителях 6L6GС/5881 , типа что 6L6GС одно и тоже что и 5881 , это же не правда, в паспорте ламп, видно что совсем разные версии и параметры! Я ВОТ ТАК И КУПИЛ 5881 , в замен своих Sovtek 5881/6L6WGC , хорошо они военные 60 ГОДА, 10000 ресурс! Видимо держат напругу за этого!

07.03.2011, 19:19

измерял там на аноде 360в если я его переключу в триодный без оос при 360в какой выставить ток покоя

Если в щадящем режиме, то 90-100мА; если попытаться выжать максимум из лампы, можно 115мА, но это для КТ88 потолок. Если лампы современный саратовский или Тесловский новодел, можно спокойно ставить 110мА; если лампы винтажные и старые, то сильно загонять ток не стоит, лучше ограничиться 90-100мА, так для них будет безопаснее.

07.03.2011, 19:40

Yoshimo я тут как то померял для интереса в усиле анодное напряжение 450v под нагрузкой (под лампой)и 500v без нагрузки, а посмотрел параметры моих ламп GE 6L6WGB у них plate voltage 400v max ! Но лампы вроде работают нормально!

Ничего страшного, этот параметр можно превышать при условии, что мощность, рассеиваемая на аноде при таком напряжении не превышает максимальную, а на самих анодах нет покраснений или малиновых пятен от перегрева. Если такое наблюдается, нужно снизить ток покоя, чтобы аноды не калились.

А до этого у меня стояли Sovtek 5881|6L6WGC с завода! И я начал разбираться и понял что Sovtek 5881|6L6WGC отличаются от 6L6WGB , напряжением, 6L6WGС, GC версии plate voltage 450,в триоде, 500 в пентоде! У меня усилок работает в пентоде, однотактник! У меня вопрос, что будет если такая ситуация как у меня в усиле 450 -500v , я использую лампы на plate voltage max 400v ?

Ничего страшного, можно, но с учетом вышесказанного.

Я понял что мне можно ставить только лапмы 6L6GС, другие версии 6L6 , 6L6G,6L6GA не выдержат такого напряжения! И еще вот много раз видел что указывают в усилителях 6L6GС/5881 , типа что 6L6GС одно и тоже что и 5881 , это же не правда, в паспорте ламп, видно что совсем разные версии и параметры! Я ВОТ ТАК И КУПИЛ 5881 , в замен своих Sovtek 5881/6L6WGC , хорошо они военные 60 ГОДА, 10000 ресурс! Видимо держат напругу за этого!

Это действительно разные лампы, хотя и довольно близкие друг к другу по характеристикам. 5881 "крепче", чем 6L6, могут работать при бОльших токах покоя и в более экстремальных условиях.
Про 10000 часов наработки на отказ - это ни о чем не говорит, это как средняя температура по больнице. Этот параметр на 100% зависит от рабочих условий; я видел как гитаристы в самодельном Фендере каждые два-три месяца меняли комплект ламп, т.к. последние работали с большим превышением паспортных характеристик.

Я строил с выходными каскадами на лучевых тетродах и пентодах. Почему-то выходные триоды в мои конструкции не попадали. Возможно, сыграло свою роль расхожее мнение о том, что триодный звук хорош только для классики, вокала и джаза (в основном рок слушаю), а, может, потому, что имею больший выбор именно тетродов и пентодов. В общем, как бы то ни было, решил восполнить этот пробел и попробовать триод. За именитые и довольно дорогие 300В, 2А3, 2С4С и т.д. хвататься без опыта смысла не было, поэтому свой выбор остановил на косвеннонакальных мощных стабилизаторных триодах 6Н13С (6Н5С их полный аналог). Для однотактного усилителя они не годятся из-за «врожденной кривизны», а вот для двухтактного подойдут. В качестве исходной была выбрана схема Уйм де Джегера, которая представляет из себя классический «Вильямсон». Ознакомиться со всеми ее преимуществами и недостатками можно , здесь только приведу оригинальную схему.

С Уйм де Джегером я сразу не согласился в вопросе смещения выходных ламп. При выбранном токе покоя каждого триода 70 мА четыре резистора автоматического смещения превращаются в адскую печку, поэтому смещение ламп выходного каскада было решено переделать в фиксированное. Кроме того, такой подход еще и улучшает звучание усилителя. Других разногласий с автором схемы не возникло, так что в остальном она осталась без изменений. В качестве входной лампы изначально планировалась 6Н2П, во второй каскад 6Н1П, а место в выходном каскаде, как я уже говорил, застолбила 6Н13С. Схему перерисовал на свой лад и предлагаю вашему вниманию.

Что же, теперь самое время подумать о питании. В своей слегка видоизмененной схеме усилителя мне пришлось разделить анодное питание первых двух каскадов и выходного, поскольку 6Н13С - относительно низковольтная лампа. Поэтому в блоке питания мне понадобятся два анодных выпрямителя - на 180 В для выходного каскада и на 270 В для первых двух. Также будут нужны два «подземных» источника: на -50 В для каскадов раскачки и -100 В для смещения ламп выходного каскада. Дабы продлить срок службы ламп, который далеко не бесконечен, не помешает соорудить несложный софтстарт с задержкой и плавной подачей анодного напряжения. Исходя из этих соображений, появилась страшная на первый взгляд схема блока питания.

После первого шока и более внимательного рассмотрения видим, что страшного ничего и нет. Три конденсатора в цепи первичной обмотки силового трансформатора Т1 образуют простейший фильтр сетевых помех, резистор R1 - разрядный. Обмотка 4-5 трансформатора - анодная для питания выходных триодов. Быстрые диоды в выпрямителях применены для уменьшения коммутационных помех. Выпрямленное напряжение сглаживается емкостным и электронным фильтрами, причем электронный фильтр имеет по отдельному активному элементу (транзистору) для каждого канала, что сделано для развязки стереоканалов по питанию. По аналогичной схеме собран источник анодного напряжения +270 В для первых двух каскадов. Электронные фильтры включаются электромагнитным реле К1 примерно через 45с после включения усилителя в сеть. То есть, сначала накалы ламп прогреваются без анодного напряжения, а потом это напряжение плавно нарастает в течение примерно 1 минуты.

Резисторы R10 и R17 разряжают конденсаторы фильтров после выключения усилителя. От обмоток 8-9 и 10-11 силового трансформатора питаются два «подземных» выпрямителя, включенных последовательно. Они дают два отрицательных напряжения: -50В для каскадов раскачки и -100В для смещения ламп выходного каскада. Накальных обмоток у «силовика» две - по одной на каждый канал. Резисторы R2...R5 образуют среднюю точку, на которую подан положительный потенциал с делителя R6R7. Это сделано для того, чтобы избавиться от фона с частотой 50 Гц, который неизбежно возник бы.

Все постоянные резисторы собственно в усилителе - МЛТ указанной на схеме мощности. Было бы лучше подобрать углеродистые УЛМ или ВС, но, как говорится, имеем то, что имеем. Токоизмерительные R19 и R20 с допуском 1%. Регулятор громкости R1 желательно установить качественный, от него много зависит. У меня пока стоит китайский TOMY, полет нормальный. Электролитическим конденсаторам будет жарко, так что пришлось раскошелиться на 105-градусные. Требования к межкаскадным конденсаторам всем давно известны, я применил МКР Х2, которые при низкой цене показали себя с наилучшей стороны. С1, С8 и С9 - пленка. Выходными трансформаторами пока побудут накальные ТН33, если удастся найти человеческие - заменю. В блоке питания та же картина - резисторы МЛТ и 105-градусные электролиты. Причем емкости фильтров шунтированы пленкой, а емкости на выходах электронных фильтров - бумагой в масле. Собранный на скорую руку макет одного канала внушил некоторые надежды на успех моего предприятия.

Корпус у меня, как всегда, начинается с чего попало. На этот раз мне попался кусок дюрали подходящих размеров, но в нем были прорезаны два прямоугольных отверстия, с которыми пришлось изрядно помучиться, так как они были ну никак не к месту. Очень долго вертел этот кусок и так, и этак, пока не удалось все-таки более-менее приемлемо «скомпоновать дизайн». После разметки, сверления и прорезания необходимых отверстий - основательно прошелся по листу крупной шкуркой с керосином, и вот что вышло.

Следующий шаг - крепление ламповых панелек и миллиамперметра, который предварительно разобрал и вклеил в него два желтых светодиода для подсветки шкалы.

Монтаж схемы усилителя у меня выполнен навесным способом, на лепестках ламповых панелек и общей шине, которая смонтирована над этими панельками. Подстроечные резисторы для регулировки смещения вынесены на дальнюю часть этой панели-шасси и позволяют при необходимости оперативно подстраивать ток покоя выходных триодов.

Теперь пришло время изготовления собственно корпуса. И сделать его решил из буковых разделочных досок, разделав их на заготовки нужного размера. Задняя стенка сделана из текстолита толщиной 6 мм и оклеена самоклейкой под бук. На ней размещены входные коннекторы и гнездо для сетевого кабеля, совмещенное с отсеком для предохранителя. В лицевой панели я просверлил крепежные отверстия под саморезы, а также отверстия для регулятора громкости и тумблеров - сетевого и отключаемой ООС. Деревянные детали задул глянцевым прозрачным лаком из баллончика.

Когда они высохли, при помощи жестяных скоб прикрепил к бортам бумажно-масляные конденсаторы. Установил регулятор громкости, также снабдив его желтым светодиодом и украсив двумя дисками из серой и черной пластмассы. Собрал все в кучу и увидел, что промахнулся с высотой бортов. Пришлось снизу прикрутить к ним по деревянной линейке,чтобы увеличить их высоту. Результат:

Наконец, обе части корпуса скручены друг с другом саморезами. Дальнейшая сборка теперь будет в полноценном корпусе.

Коробочка с четырьмя отверстиями за конденсатором и есть блок с подстроечными резисторами для регулировки смещения. Валы резисторов слегка утоплены в поверхность блока, чтобы случайное касание не нарушило регулировку. Далее устанавливаю выходные клеммы, выходные трансформаторы и соединяю по схеме. Подключаю сетевой тумблер, миллиамперметр с переключателем. Ну, и так далее.

Теперь блок питания . Собрал его на печатной плате и закрепил ее в подвале под одним из выходных трансформаторов, а силовой тор - под другим. Провода обрезаю до необходимой длины, чтобы не было петель, и стягиваю хомутами-стяжками.

Первое включение! Искр и дыма нет, лампы прогреваются, анодное напряжение нарастает... елки-иголки! Вместо 270 В анодного вижу 340, а вместо 180 В - 210! Промашка досадная! Измеряю режимы ламп - в первых двух каскадах рассеиваемые мощности на анодах не выходят за пределы максимально допустимых, в выходных каскадах превышение на 1 Вт. Что ж, увеличение напряжения питания делает драйвер линейнее, это даже лучше. А токи выходных ламп немного уменьшу, хотя это делать и не обязательно. Теперь можно переходить к измерениям параметров усилителя. Интересно, что за зверь получился.

Должен сказать справедливости ради, что первые тесты не очень порадовали. Некоторое время я игрался с лампами первого и второго каскадов и остановился, наконец, на такой «конфигурации». В первом каскаде стала пара удачно купленных 6Н2П-В со штампами «ВП». А вот во втором каскаде неожиданно прописались найденные в закромах явно бывшие в употреблении новосибирские 6Н1П-Е 60-х годов. Что интересно, их электродная система абсолютно непохожа на таковую у обычных 6Н1П, она больше смахивает на 6Н3П. Так вот: звучат эти лампы просто великолепно! Даю картинку: слева 6Н1П-Е, справа - обычная 6Н1П.

Возвращаюсь теперь к теме измерений. Проводил я их в двух режимах - с разомкнутой ООС и с замкнутой при одинаковой выходной мощности - 10 Вт. В первом случае чувствительность была 0,2 В, во втором 0,45 В. Результаты тестов в табличке:

Снятые АЧХ для режимов с разомкнутой ООС и замкнутой соответственно:

Да, это, конечно, не фонтан, но давайте на минуточку вспомним, какие в усилителе выходные трансформаторы. Правильно, ТН33. Можно ли от них ожидать чудес? Нет, конечно. Но даже при всем при этом звучанием своего первого триодного (именно триодного, а не псевдотриодного, где тетроды и пентоды включаются по триодной схеме) усилителя я очень доволен. Чувствуется мощь, свобода, раскованность в звуке, отличный бас, чистейшие верха. Точность и сфокусированность, отсюда и название усилителя - Фокус . Никакого намека на вялость и сухость, как характеризуют триодный звук матерые представители «пентодной палаты». При замыкании ООС звучание становится несколько зажатым, как бы скомпрессированным. Мне больше по душе безООСный звук, несмотря на его худшие параметры. Это как раз тот случай, когда чаша весов склоняется в пользу субъективного восприятия, а не результатов измерений.

Осталось закрыть усилитель снизу крышкой с отверстиями для вентиляции, прикрутить ножки, одеть выходные трансформаторы в нержавеющие крУжки и заклеить декоративными накладками крепежные отверстия на лицевой панели, что и было сделано. Вот теперь, наконец, готово!

Это окончательный вид лампового усилителя, который решил назвать «Фокус». Автор проекта - Gamzan.

Широкополосный усилитель КВ радиостанции рассчитан на работу с трансивером и имеет следующие технические характеристики:

Входное сопротивление, Rвx ……………… 75 Ом

Максимальная входная мощность (средняя), Рвх.макс……………… 6,4 Вт

Выходное сопротивление, Rвых …………. 75 Ом

Максимальная выходная мощность (средняя, при Рвх макс), Рвых. макс…………100 Вт

Минимальная выходная мощность (при Рвх мин=0,65 Вт), Рвых мин………….. 15 Вт

Схема усилителя представлена на рисунке и отличается от распространенных схем ламповых усилителей применением в качестве анодной нагрузки широкополосного трансформатора Т2. На VT1 и VD1 собран стабилизатор напряжения второй сетки. С помощью R4 устанавливают токи покоя ламп VL1.VL2.

ДЕТАЛИ.

Широкополосный трансформатор Т1 выполнен на ферритовом кольце К20х12х6х проницаемостью 600НН и содержит следующее количество витков: обмотка I – 6 витков, обмотки II, III – по 10 витков провода ПЭЛШО 0,31. Трансформатор Т2 намотан на двух кольцах К32х18х7 проницаемостью 600НН и и содержит 5 витков из трех отрезков провода МГТФ. Блок питания усилителя должен обеспечивать ток по анодной цепи 0,6 А, а по второй сетке 0,25 А. Автор использовал два трансформатора ТС-180-2 от ламповых черно-белых телевизоров УНТ47/59.

Налаживание

заключается в установке начального тока ламп, для этого переводят усилитель в режим передачи «ТХ» (предварительно подключают миллиамперметр в цепь анода одной из ламп) и устанавливают резистором R4 начальный ток в пределах 80-100 мА в отсутствие на входе напряжения раскачки. Затем проверяют начальный ток через вторую лампу. При большом разбросе этих токов следует подобрать лампы с более близкими параметрами. Подключают миллиамперметр в разрыв средней точки Т2 и источника питания, подают возбуждение от трансивера, соответствующее Рвх макс, и измеряют средний потребляемый ток по анодной цепи всего усилителя. Он должен быть 0,6 А. На этом основную настройку усилителя можно считать законченной. При наличии осциллографа определяют уровни входных сигналов, при которых еще нет искажений на выходе (линейность усилителя) методом двухтонового сигнала.

Усилитель следует эксплуатировать с фильтром нижних частот.Следует учесть, что если в трансивере не используется система сжатия динамического диапазона речевого сигнала в режиме передачи (по НЧ или ВЧ), то получить среднюю выходную мощность, соответствующую Рвых макс, не удастся. Кроме того, если подать сигнал без ограничения и соответствующую Рвх макс, усилитель перейдет в перенапряженный режим, что приведет к большому уровню интермодуляционных и гармонических помех.

ГЕННАДИЙ СЕМЕНОВИЧ ГЕНДИН, «ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННЫЕ ЛАМПОВЫЕ УСИЛИТЕЛИ ЗВУКОВОЙ ЧАСТОТЫ»

От правильности и грамотности монтажа зависят уровень интермодуляционных искажений и минимально достижимый уровень собственного фона и наводок, а следовательно, и реальный динамический диапазон всего усилителя, являющийся одним из важнейших его параметров.
Для того чтобы твердо уяснить общий для любых усилителей принцип грамотного монтажа, внимательно рассмотрим рисунки, иллюстрирующие соединение сеточной цепи лампы с входным разъемом, стоящим от лампы на некотором расстоянии.

Примеры неправильного монтажа

Еще раз подчеркнем, что принцип этот общий для соединения любых двух участков схемы, один из которых является источником сигнала, а другой - приемником. Это могут быть микрофон и лампа усилителя микрофонного каскада, входное гнездо магнитофона и коммутатор рода работ или, как в нашем случае, первые два каскада УЗЧ и блок регуляторов тембра.


Правильный монтаж


При этом особое внимание следует обратить на то, что источником сигнала в данном случае является анод лампы первого каскада, а приемником сигнала - сетка лампы второго каскада и, следовательно, никакие заземления внутри этого участка недопустимы. Иными словами, внутри наглухо заземленного металлического корпуса блока регуляторов тембра ни одна деталь не должна заземляться непосредственно на шасси или экранирующий кожух, а только на специальную хорошо изолированную от корпуса шину. Сказанное иллюстрируется рисунок.

Теперь о самих экранированных проводах. Ни один из промышленно выпускаемых типов проводов в «чистом» виде нам не подходит. Все экранированные провода придется делать самостоятельно. Делается это несложно. Если вы внимательно посмотрите на рисунок, то увидите, что внутри экранирующей оплетки помещены два провода: один обозначен тонкими линиями, другой - толстыми. Такое условное разделение соответствует фактическому. Действительно, все экранированные провода в нашем усилителе выполнены по принципу куклы-матрешки: внутри обычной металлической экранирующей оплетки помещены два провода разного диаметра - один тонкий (сигнальный) цветной многожильный в хлорвиниловой или фторопластовой изоляции сечением 0,2…0,35 мм, другой также многожильный, но сечением не менее 0,5 мм - нулевой, т.е. заземляемый. Оба эти провода вместе с экранирующей оплеткой помещены в изолирующий хлорвиниловый чулок.

Настоятельно рекомендуем взять за правило и присвоить различным цепям усилителя определенные цвета проводов. Выбор самих цветов может быть произвольным. Он, как правило, зависит от фактического ассортимента имеющихся проводов у радиолюбителя, но некоторых правил все же лучше придерживаться. Так, все нулевые провода, подлежащие заземлению, лучше делать черными и толстыми (сечением 0,5…0,75 мм), плюсовые провода выпрямителя - красными, а если выпрямителей несколько - то красными, розовыми и оранжевыми. Все сигнальные провода одного из стереоканалов - зелеными, а другого - синими (или голубыми). Цепи накала ламп - белыми или серыми. Для цепей вспомогательных устройств и систем можно выделить коричневые, желтые, сиреневые или тонкие черные. Такой порядок намного упростит процесс монтажа и исключит путаницу при распайке сдвоенных регуляторов громкости и тембра (какой из проводов от левого канала, какой - от правого).

Для самостоятельного изготовления экранированных соединительных кабелей нужно либо взять «чистую» металлическую оплетку, либо снять ее с промышленного одиночного экранированного провода, затем продеть в оплетку два изолированных провода (один тонкий - сигнальный, другой толстый - нулевой) и все это вместе с оплеткой протянуть внутрь хлорвинилового чулка соответствующего диаметра. Это можно делать двумя способами: изготавливать каждый отдельный конкретный провод заранее определенной длины или же сразу заготовить 10…15 м провода, а затем отрезать по мере необходимости куски нужной длины. Из практики можно сказать, что второй способ значительно экономит время.
Для монтажа накальных цепей и сетевых проводов внутрь одной оплетки помещают оба провода (можно одного цвета) и также изолируют оплетку хлорвиниловым чулком.

Теперь об упоминавшейся выше «нулевой» шине внутри экранированных блоков. Если в блоке размещается печатная плата с радиоэлементами, то роль шины может выполнять одна из печатных дорожек. Она должна быть как можно шире. Для уменьшения ее сопротивления дорожку надо залудить и напаять на нее сверху по всей длине отрезок голого медного, а еще лучше посеребренного провода. Если же монтаж внутри блока не печатный, а навесной (например, на коммутационном переключателе), то роль шины может выполнять такой же отрезок голого провода, закрепленный концами на «холостых» выводах переключателя или на специальных изоляционных опорных точках.

Учтите, что все сигнальные межкаскадные и входные цепи ламповых усилителей имеют входные и выходные сопротивления на порядок большие транзисторных и измеряются сотнями килоом и мегаомами. В связи с этим существенное влияние на частотную характеристику УЗЧ начинают оказывать собственные емкости экранированных проводов. Известно, что эта емкость прямо пропорциональна длине экранированного провода и обратно пропорциональна расстоянию от внутреннего провода (жилы) до оплетки. Поэтому не стремитесь использовать современные тонкие и сверхтонкие (диаметром 3, 2 и даже 1,5 мм) фирменные экранированные провода и по возможности делайте экранированные соединения покороче.