Меню

Водяной нож скачать fb2. Пустые колодцы Америки

Трубы

    Оценил книгу

    Пустые колодцы Америки.

    Будущее, которое почти наступило. Можно сколько угодно спорить, будет ли это будущее именно таким, как это рассказано в книге. Именно таким и не будет, но чем-то очень похожем, почти не отличимым. Зеркальной копией. В больших или меньших масштабах. С минимальными последствиями или максимальным размахом. Только обязательно будет.
    Хочется ли такого настоящего или будущего? О нет. Будет ли кто спрашивать о наших желаниях? Ответ будет тем же - нет. Игры «больших» начальников за малейшее влияние, деньги, да хоть за хорошую/сытную/спокойную жизнь может лишить всего (да и лишает уже) обычных «маленьких» людей. И вода как раз из таких игр. Удобно, поддается расчету, всегда можно поставить на счетчик и установить нужный тариф. Для полного счастья осталось только воздух начать продавать по той же схеме. Наверное, не долго осталось ждать.
    Книга-предупреждение, книга-пророчество. Прочитать и решить, на сколько хочется жить именно так, как рассказано. На что угодно можно спорить, что никто не захочет жить так, как получилось в «Водяном ноже». Можно до хрипоты в горле утверждать, что России (или какой-либо другой стране с относительно нормальным водоснабжением) ничего не грозит - рек и озер много, людей местами очень даже мало. Чем не водный рай на земле? Только вот с рекой Колорадо и теми 40 миллионами жителей, что живут в бассейне этой реки, не сегодня, так уже завтра может случится предсказанное. И это не значит, что остальным (в силу своего относительного благополучия) ничего такого не грозит. Грозит. Только пока не совсем понятно когда именно. И никто не сможет рассказать, что станет отправной точкой для развития похожего сценария. Просто в один прекрасный момент станет ясно, что поворачивать уже почти некуда.
    Что же относительно книги? Хороша. Помогает смотреть на мир именно так, как надо. Автор не пытался забалтывать с помощью мелких проблем трех героев основную проблему. За немного лихими приключениями есть ничем не прикрытый смысл. Немного открытая концовка? Так такой она и должна быть. Должна быть небольшая надежна, что все еще можно решить и начать исправлять. Хотелось бы жить в мире книги или стать кем-нибудь из основных или второстепенных персонажей? Да ни за что на свете! Трое основных персонажей (и упомянутые второстепенные) чуть ли не по головам готовы идти, лишь бы дойти до своей цели. Надо найти старые права на воду? Да запросто, на оставленный кровавый след можете не обращать внимание - вам показалось.

    Оценил книгу

    Среди современной фантастики третий роман Бачигалупи выделяется ровно тем же, что и предыдущие два - динамикой сюжета, его прямо-таки нечеловеческой сосредоточенностью на движении вперед. Здесь нет ни ненужных лирических отступлений, ни толпы непонятных героев второго-третьего-четвертого планов, а вместо томительных многостраничных экскурсов в прошлое - краткие флэшбеки в краткие моменты рефлексии главных героев (или их отключки).
    Конечно, все тут немного клишированно - злобные корпорации, еще более злобные гангстеры (исходя из текста романа - просто несусветные звери, честное слово), продажные копы м вообще человек человеку волк. Хотя трио главных героев вполне убедительно - ну, разве что Мария немного отстает от Анхеля и уж тем более Люси Монро, журналистки, которая не задумываясь прострелит вам коленную чашечку, если будет нужно для статьи (утрирую, но все же).
    Тут у Бачигалупи очень занимательный баланс получается - вроде и все признаки не очень умного блокбастера на месте, однако же роман нигде не скатывается в пародию - текст отлично держит градус интереса и явно нигде не проседает.
    Вообщем, если вы ищите ладный фантастический боевик "ближнего прицела" без особых претензий на великую литературность - "Водяной Нож" будет в самый раз. Еще и с небольшой долей мексиканского колорита.

    Оценил книгу

    Общее впечатление от книги - приятная неожиданность.

    Думал, что это проходной фантастический боевичок, как раз отличный для того чтобы расслабить мозг в промежутке между более серьезной литературой. Оказался неправ.

    Сеттинг - недалекое будущее без осточертевшей постапокалиптики. Здесь наступил водяной киберпанк с Гибсоновскими мотивами - смешались в кучу люди, кони, высокие технологии и неимоверная нищета. Главный ресурс - вода, за которую борются государственные машины и частные корпорации, перемалывая на своих шестеренках персонажей второго плана. И все это в фирменном мексикано-техасском колорите с легкими вкраплениями Китая.

    Кстати, о персонажах. Они удались. Троица главных действующих лиц - Анхель, Люси и Мария сбалансирована настолько хорошо, настолько идет соответственно своему образу, что ни разу за все время прочтения не удалось торжествующе закричать "Не верю!". В них всего в меру и как надо - характера, прошлого, мотивов. Нигде не пересолено, чтобы выжать слезу, нигде не переслащено, чтобы читатель в них отчаянно влюблялся, нигде не переперчено, чтобы от брутальности сводило скулы.

    Сюжет. Он прост. Но в этом и его преимущество, нет ощущения что автор вымучивает из себя неимоверные навороты, чтобы удерживать читательское внимание. Есть одна общая проблема, которую главным героям нужно решить помимо своих мелких. И, собственно, этим они и занимаются.

    Концовка почему-то порадовала своей простой, народной "жизой". Пустыня - не для святых и дьяволов, она для людей, которые хотят простых вещей без слишком высоких мотивов.

    Воды. Прохлады. Чувства защищенности.

К середине XXI века юго-западные штаты Америки испытывают дефицит воды. Водные ресурсы стали ходовым товаром, государственные чиновники и игроки на биржах вынуждены осваивать новые статьи: параметры потока в кубических футах в секунду, количество снега и отклонения от нормы таяния, глубина и заполненность дамб и резервуаров.

Угроза превращения некогда плодородных земель в пыльную каменистую пустыню вполне реальна.

Калифорния перехватывает инициативу у других штатов, играет против правил, пытаясь монополизировать живительный поток реки Колорадо, подкупая продажных политиков и отрезая от водных артерий поселки и малые города.

А в это время отчаявшиеся внимают проповедникам секты «Веселых Перри», верящим, что бог пошлет им дождь.

Чиновники продолжают плодить тонны бесполезных бумаг.

Бедняки безропотно умирают…

А юная журналистка, описывающая гибель города Финикса, осмеливается заглянуть за кулисы системы распределения воды. Что же принесет ее опасное расследование?

К середине XXI века юго-западные штаты Америки испытывают дефицит воды. Водные ресурсы стали ходовым товаром, государственные чиновники и игроки на биржах вынуждены осваивать новые статьи: параметры потока в кубических футах в секунду, количество снега и отклонения от нормы таяния, глубина и заполненность дамб и резервуаров.

Угроза превращения некогда плодородных земель в пыльную каменистую пустыню вполне реальна.

Калифорния перехватывает инициативу у других штатов, играет против правил, пытаясь монополизировать живительный поток реки Колорадо, подкупая продажных политиков и отрезая от водных артерий поселки и малые города.

А в это время отчаявшиеся внимают проповедникам секты «Веселых Перри», верящим, что бог пошлет им дождь.

Чиновники продолжают плодить тонны бесполезных бумаг.

Бедняки безропотно умирают…

А юная журналистка, описывающая гибель города Финикса, осмеливается заглянуть за кулисы системы распределения воды. Что же принесет ее опасное расследование?

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Водяной нож" Паоло Бачигалупи бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

«Ножом воду резать» - значит заниматься заведомо бессмысленным делом: то же самое, что носить воду решетом. Иными словами, мартышкин труд. В романе Паоло Бачигалупи эта метафора приобретает иное, грозное звучание. Автор пишет о глобальной засухе, вызванной необдуманным использованием водных ресурсов, - и это только декорация, на фоне которой разворачивается бесконечная череда человеческих трагедий.

Paolo Bacigalupi
The Water Knife
Роман
Жанр : постапокалиптика, шпионский роман
Год издания на языке оригинала : 2015
Переводчик : М. Головкин
Издательство : АСТ, 2016
448 стр., 4000 экз.
Похоже на :
Джон Уиндем «День триффидов»
Роберт Ладлэм «Идентификация Борна»

Америка на грани гибели. Миллионы беженцев стремятся вырваться из умирающих городов и посёлков: хипстеры и рабочие, благополучные представители среднего класса и криминальные авторитеты, разорившиеся фермеры и вчерашние школьники - все они смешались в пёструю толпу, охваченную паникой. На пути беженцев встают отряды самообороны - такие же перепуганные люди, готовые умирать и убивать за свою землю и воду. Центральное правительство стало фикцией, границы штатов ощетинились колючей проволокой и поблёскивают линзами оптических прицелов, грифы расклёвывают обезвоженные тела висельников. Крупные города - Финикс, Лас-Вегас, Лос-Анджелес - не брезгуют никакими средствами в борьбе за воду: рейдерскими захватами, шантажом, подкупом чиновников, убийствами, пытками. В этой полукриминальной сфере крутятся огромные деньги, на торговле водой строятся финансовые империи. В этом мире нож для воды - предвестник гибели, всадник апокалипсиса, тот, кто приходит во главе команды головорезов, чтобы перекрыть водяную скважину, взорвать насосную станцию, отнять последнюю надежду…

В первой половине 1990-х отечественные писатели-турбореалисты, Андрей Лазарчук, Андрей Столяров и Владимир Покровский, ввели в оборот термин «эпикатастрофизм»: согласно этой концепции, человечество живёт на фоне перманентной многоуровневой катастрофы, не прерывающейся ни на секунду. Роман Паоло Бачигалупи полностью вписывается в эти рамки. По жанру «Водяной нож» - нечто среднее между детективом и шпионским триллером в духе Тома Клэнси и Роберта Ладлэма. В интригу (закрученную, естественно, вокруг прав на воду) втянуты три очень разных, но одинаково ярких персонажа. Невадский «нож для воды», профессиональный шпион и убийца, инкогнито проник в Финикс и попал под «дружественный огонь», потеряв связь с Центром и доступ к ресурсам. Журналистка Лизи много лет назад приехала в этот город, чтобы сделать карьеру, но обнаружила, что прикипела сердцем к умирающему мегаполису, утратив способность беспристрастно наблюдать за его агонией. И, наконец, юная беженка из Техаса, этакая Скарлетт О’Хара новейшей эпохи, не ставит перед собой долгосрочных целей, а лишь мечтает о ежедневном гарантированном глотке воды. Бачигалупи убедительно описывает эволюцию сложных, противоречивых характеров, расшифровывает психологические мотивы, вскрывает тайники, о которых не догадываются сами герои. У каждого из его персонажей, в том числе второстепенных, эпизодических, собственное запоминающееся лицо. Автор активно работает с метафорами (огонь и вода, символическая и буквальная утрата девственности, огненное перерождение) - стараясь, впрочем, не проговаривать выводы открытым текстом.

Огненная буря превращала людей в животных. И сама Люси едва избежала этой участи. Но теперь ей показалось, что она всё понимает. Водоворот страха может превратить тебя в злодея, заставить тебя рвать соседей на части, вешать их на заборах. Однако она, наконец, поняла тех немногих, кто решил бороться с бандитами и наркодельцами, с богачами, ножами для воды и отрядами ополчения, тех людей, кто выбрал не лёгкий, а правильный путь.

«Водяной нож», может быть, и не слишком оригинальный, но вполне толковый триллер не без философского подтекста и онтологических вопросов. И все герои книги, и без того непростые, живут, любят, страдают, предают и жертвуют собой на фоне вялотекущего апокалипсиса, что придаёт повествованию дополнительный драматизм и ощутимо углубляет конфликт. Если это не турбореализм, то как минимум проза с ярко выраженными его элементами.

Итог : несмотря на внешние атрибуты, «Водяной нож» не вполне вписывается в канон «романов о конце света». Катастрофа здесь не выступает на первый план, а остаётся фоном, персонажи слишком сложны, интрига чересчур запутанна, второй и третий план прописаны слишком тщательно. Паоло Бачигалупи нарушает главный принцип коммерческого беллетриста: «Будь проще, и люди к тебе потянутся». Да и слава богу: холодной, чистой, сладкой воды никогда не хватает на всех.

Заводной

Главной книгой Паоло Бачигалупи до сих пор остаётся его первый роман «Заводная» (The Windup Girl). Это произведение 2009 года принесло автору «Небьюлу», «Хьюго», «Локус», Мемориальную премию Джона Кэмпбелла, Мемориальную премию Комптона Крука, японскую премию «Сэйун» - и премию журнала «Мир фантастики» в интернациональной категории «Научная фантастика года». Впечатляющий комплект наград - посмотрим, повторит ли этот успех «Водяной нож».

Все-таки иногда редакция находит в себе силы отвлечься от кино, чтобы прочитать книгу-другую. На этот раз наши руки дотянулись до романа Паоло Бачигалупи, и нам почему-то резко захотелось попить водички.

Порой писатель достигает завершенной, точеной формы романа, превращая его в оружие. Все лишнее отбрасывается, а жанровые особенности вдруг перестают быть клеткой и становятся основой убийственного механизма. «Водяной нож » для Паоло Бачигалупи — как раз такой случай. Взяв привычную для него тему апокалипсиса не фантастического, а вполне себе реалистичного (в США недостаток водных ресурсов и идет жестокая битва за воду), он вписал в этот колоритный фон несколько отменных характеров и приправил жесткостью жизни.

Паоло Бачигалупи постоянно берется за экологические катастрофы, но нотка предостережения и демонстрация социальной несправедливости заставляет ощущать эти тексты как поучительные. Здесь же он подключил еще и скупой тон делового цинизма. В высыхающих пустынных городах все одинаково устали — и цепной пес властей, и готовая на все ради материала журналистка, и рвущаяся к лучшей жизни девушка из трущоб. В результате получился почти эталонный, плотный боевик без сантиментов. Ну, из тех, что вы всегда хотите увидеть на экране, но что-то идет не так.

Итак, юго-запад США, недалекое будущее. Пресной воды начинает сильно не хватать, поэтому компании, владеющие реками и прочими водными ресурсами, вступают в жестокую конкуренцию друг с другом и политическими властями. Калифорния жестоко распространяет свое влияние, чтобы захватить контроль над водой реки Колорадо, не гнушаясь подпольными операциями. «Водяная королева Вегаса» Кэтрин Кейс готова вытрясти из людей последние медяки, чтобы сохранить контроль над водой. У нее есть свои корпоративные войска, и им под силам уничтожать целые города, отключая их от воды за неуплату. Жители дрожат, заслышав про приезд «водяных ножей» — корпоративный спецназ, отрезающий воду. Анхель — один из них, верный пес Кэтрин Кейс, прибывающий в обреченные на уничтожения места.

Основным местом действия становится умирающий город Финикс, который пытается и все никак не может поглотить пустыня. Идеальное для неонуара место действия, и герои здесь под стать — хладнокровный убийца Анхель, привязавшаяся к полумертвому городу журналистка и кое-как сводящая концы с концами беженка из Техаса. В мире последней нужно делать все, чтобы выжить, — иначе тебя скормят гиенам главы криминальных банд. Анхель прибывает в город, чтобы разузнать, почему поставленный Кэтрин Кейс агент ведет себя странно. Уж не перекупили ли его другие штаты? То, что казалось простым заданием, очень быстро превращается в жестокую резню. Весьма витиеватым, но тугим образом нити трех героев сплетаются в одну. Бачигалупи тут достиг высшего пилотажа, отбросив все лишнее, но при этом феноменально точно обрисовав характеры. История Анхеля, Люси и Марии — это очень жестоко и очень красиво.

Иллюстрация Майка МакКейна (http://mikebot.net/The-Water-Knife)

Самое большое достоинство «Водяного ножа» — это персонажи и их развитие. Очень четко, экономно и тем не менее убойно Бачигалупи заставляет каждого пройти через точки слома. Мораль «хорошего-плохого» здесь заменена моралью выживания, его герои могут быть добры, но пытки и угрозы заставляют их изменять свое мнение. При этом нет любования чернотой жизни, все остаются увлеченными своими целями людьми. Интересно также, что засуха юго-запада США подается фоном, сопровождающим жизнь героев, частью бизнеса, а не является алармистским флажком. Высокие ставки заставляют героев действовать ожесточенно, отчаянно. Каждого из них Бачигалупи наделил своим убедительным мировоззрением да еще и лихо закрутил сюжетные повороты. Простая и при этом невероятно увлекательная книга, в которой все детали тесно подогнаны друг к другу.